Акселерация и ретардация развития детей
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Акселерация и ретардация развития детей

Акселерация и ретардация

Колебания средних показателей физического развития детей и подростков связаны с процессом акселерации (от лат. acceleratio – ускорение). Этот термин, предложенный в 1935 г. немецким ученым Кохом, обозначает ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.

В настоящее время термин “акселерация” употребляется в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют до 20% общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, больший объем легких. У них быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15–17 годам). К эпохальным (или долговременным – long-term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, формы черепа и массивности скелета. Сюда включаются также колебания длины тела, изменение продолжительности жизни и др. Эти процессы носят, скорее, циклический, волнообразный характер.

Для объяснения процесса акселерации было предложено множество самых различных гипотез и теорий. Основные теории объясняют причины акселерации влиянием солнечной и космической радиации, магнитного ноля Земли и созданных человеком машин, повышенной концентрации углекислого газа, связанной с ростом производства; пищевых факторов, содержанием в пище искусственных стимуляторов роста, используемых в сельском хозяйстве; повышенной информации, смешения популяций, урбанистического влияния, а также комплексного воздействия всех перечисленных факторов. Наиболее вероятной представляется гипотеза комплексного воздействия, где тесно переплетены циклические биологические изменения в популяции и воздействия социального порядка. Подтверждается это тем, что, по мнению большинства антропологов, в экономически развитых странах процесс акселерации завершается, в то время как в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки продолжает в определенной степени сохраняться ускоренное индивидуальное развитие детей. Материалы антропологических исследований свидетельствуют, что периоды замедления и ускорения развития наблюдались и в прежние времена, однако их интенсивность была меньше. По мнению ученых, увеличение длины тела человека не перейдет установившуюся на протяжении тысячелетий норму среднего роста, совместимую с гармоничным развитием частей тела, не ожидается и значительного снижения возраста полового созревания.

Процессы акселерации могут протекать как гармоничным, так и дисгармоничным образом. При дисгармоничном ускорении роста и развития часто наблюдаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы из-за отставания ее развития от темпа увеличения размеров тела. У акселерированных детей в пред- и пубертатный периоды нередко отмечаются увеличение щитовидной железы, повышение адреналовой и снижение глюкокортикоидной функции надпочечников, что может приводить к адаптационным проблемам. Значительное увеличение массы тела в ходе акселерации повышает вероятность развития гипертонической болезни. По данным статистики, частым спутником акселерации оказывается повышение общей заболеваемости из-за недостаточного развития иммунитета, особенно острыми респираторными инфекциями, ангинами, тонзиллитами.

Особенности развития, при которых показатели роста и функциональной зрелости организма отстают от возрастной нормы, называют ретардацией. Как и акселерация, ретардация может быть гармоничной – равномерное отставание всех параметров физического и нервно-психического развития – и неравномерной, дисгармоничной. Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг от друга (отход от широкой групповой нормы), нарушается согласованность регуляции и возникает угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития.

Число ретардированных детей внутри возрастных групп также достигает 20%, и это особенно важно учитывать при решении проблем, связанных с готовностью к школьному обучению (см. Школьная зрелость). Определение школьной зрелости ребенка важно для определения оптимальных сроков поступления в школу, которые могут отличаться у детей с разной скоростью роста и развития.

Как отмечалось выше, для эпохальных изменений можно считать установленной цикличность, периодическую повторяемость определенных уровней развития. Некоторые колебания обусловлены социальной зависимостью: периоды уменьшения средних показателей совпадают с годами экономического неблагополучия населения – военные и неурожайные годы; повышение показателей происходит в годы социально-экономического расцвета. Однако цикличность изменений показателей роста и развития может проступать достаточно четко и в периоды социально-экономического благополучия.

Существует и половая предрасположенность к темпам созревания организма. Как правило, девочки растут и развиваются быстрее, чем мальчики. Во все возрастные периоды биологические характеристики у девочек несколько старше, чем у мальчиков того же возраста. Так, новорожденные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизительно на четыре недели, а в течение всего периода роста их костный возраст составляет 80% такового у девочек того же календарного возраста. У девочек отмечается также более раннее (на два года) начало пубертатного периода.

По целому ряду физиологических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды – они более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процессов (гипогликемия, диабет, различные ферментонатии). В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возникают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последствиям. Мелкие мышцы рук у мальчиков развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при обучении рисованию и письму. У девочек раньше и быстрее развиваются познавательные способности. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. Как правило, девочки более послушны, аккуратны, исполнительны, а мальчики часто требуют большего терпения и внимания. Однако все это не свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях девочек – мальчики часто “обгоняют” девочек в дальнейшем обучении, успешно реализуют свои возможности в профессиональной деятельности.

Акселерацию и ретардацию можно рассматривать как отличие биологического возраста, в соответствии с которым протекают процессы развития, роста и старения организма, от календарного. Ускорение развития организма при акселерации может быть обусловлено как генетически (ребенок рождается с потенциями активного роста и реализует их в период детства и юности), так и влиянием экзогенных факторов, что подтверждает роль внешней среды в акселерации развития. То же самое справедливо и для явления ретардации. Тем самым подтверждается роль как экзогенных (средовые влияния), так и эндогенных (наследственность) факторов в индивидуальной траектории развития индивида.

Акселерация и ретардация развития детей

Развитие ребенка представляет собой сложный про­цесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни. Именно эти обстоятельства и определяют столь ши­рокий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.

На основании наиболее типичных для каждого возра­ста морфофункциональных особенностей и осуществляет­ся возрастная периодизация онтогенеза человека. Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, неред­ко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.

1. Акселерация развития (от лат. acceleratio — уско­рение) — ускорение физического развития и функциональ­ных систем организма детей и подростков.

2. Ретардация развития (от лат. retardatio — замедле­ние, задержка) —задержка физического развития и фор­мирования функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немец­ким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подрост­ков того же возраста конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация» употребля­ется в основном в двух значениях: акселерация эпохаль­ная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозна­чает ускорение физического развития современных детей

и подростков в сравнении с предшествующими поколени­ями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональ­ные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцати­летних увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала века). Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века). Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем кончается в 16—19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25—26 годам.

Читать еще:  Кальция глюконат внутримышечно, показания к назначению и инструкция

Существуют убедительные доказательства акселера­ции развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двига­тельной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов (табл. 4).

Таблица 4. Влияние акселерации на некоторые двигательные качества у школьников, специально не занимающихся спортом

Год исследова­ния Мальчики 14 лет Год исследова­ния Мальчики 14,5 лет
прыжки в длину с места, см подтягива­ние, кол-во раз
бег на 60 м, с
1927 1967 178 191 3,9 1938 1962 9,19 8,86

Акселерация физических показателей развития стиму­лировала и психическое развитие, поскольку между физи­ческим и психическим развитием существует тесная вза­имосвязь (см. разд. 2.4). Возможно, ускорение психичес­кого развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родите­лей и совершенствованием системы народного образова­ния. В этой связи правильнее говорить о двух типах пси­хической акселерации: один обусловлен более ранним со­зреванием морфофункциональной основы психики, дру­гой — социальным прогрессом.

Наряду с термином «эпохальная акселерация» в со­временной научной литературе иногда используют понятия «вековая тенденция» и «эпохальные изменения», которые

трактуются более широко. Под этими терминами понима­ются также многие изменения биологии современного че­ловека: увеличение репродуктивного периода у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в харак­тере и распространении заболеваний и др.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускоре­ние физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие де­ти составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, боль­шая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают боль­шинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением про­блемы школьной зрелости (М. В. Антропова, С. М. Тром­бах и др.). Число ретардированных детей внутри возраст­ных групп достигает 13—20 %, и это особенно важно учи­тывать при поступлении детей в школу. Определение сте­пени школьной зрелости поступающих в школу детей по­может своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успеш­ное обучение которых возможно только при условии адек­ватной учебно-воспитательной работы. В некоторых слу­чаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное зна­чение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и при­обретенные в постнатальном онтогенезе органические на­рушения, ко вторым — различные факторы социального характера.

Вопросы акселерации физического и психического раз­вития детей и подростков в настоящее время занимают биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира. В 1965 г. в СССР состоялся специальный меж­дународный симпозиум, на котором были подведены итоги исследования этой проблемы и разработаны перспективы ее дальнейшего решения. Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто — ее решение имеет большое практическое значение. Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обу­чения, изменения форм полового, физического и эстети­ческого воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, что особенно важно для совер­шенствования подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования и т. п. Реше­ние этих вопросов предусмотрено в комплексе мероприя­тий преобразования общеобразовательной и профессио­нальной школы, разработанных в соответствии с поста­новлением Верховного Совета СССР об Основных направ­лениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы (1984).

К сожалению, явление акселерации не всегда положи­тельным образом сказывается на функциональных воз­можностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сер­дечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).

Биологические механизмы акселерации пока не выяс­нены. Можно полагать, что причины акселерации физичес­кого развития различны и наиболее существенными яв­ляются следующие.

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой мигра­цией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколе
ния обладает временным преимуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского на­селения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина ко­торого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных

целях существенно возросла по сравнению с существовав­шим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.

4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран. Один из вопросов, особенно занимающих сейчас иссле­дователей, — какова роль акселерации в эволюции чело­века? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетель­ствуют о снижении темпов физического развития детей и

подростков. Очевидно, акселерация — явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого орга­низма (см. разд. 3.5.3). Например, такой показатель, как рост, находится в тесной зависимости от условий питания, устойчивости организма к заболеваниям, санитарных усло­вий, жилища и от многих других. Вполне естественно, что улучшение этих условий способствует ускорению темпов физического развития. Однако эти изменения не являются беспредельными и ограничены рамками наследственной программы развития.

Акселерация и ретардация развития

Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.

Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма.

Однако, индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.

После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации, их условно можно разделить на 3 основные группы.

В первую группу входят физико-химические гипотезы. Е.Кох считал, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимулятором роста. По мнению Тайбера, стимулирующее влияние на рост и развитие оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных радиостанций. Д’Руддер связывает акселерацию с возможным изменением уровня радиации. Но большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства. Промышленные отходы, оказываясь в воздушной среде, попадая с питьевой водой, продуктами питания в небольших дозах обладают мутагенными свойствами и поэтому способны оказывать биостимулирующий гетерозисоподобный эффект. Подтверждением могут служить сроки регистрации акселерации в разных странах. Так, акселерация первоначально проявилась в Англии, Норвегии, Франции (с 1830-1840 гг.), в Швеции, Дании (с 1860 г.), затем в России, Японии и т.д.

Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

Читать еще:  Дешевые аналоги препарата Бепантен

Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений. Эффект гетерозиса связан с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

более правильным будет согласиться с мнением большинства авторов, считающих, что причина акселерации лежит в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам.

Анализ материалов последних антропометрических измерений показывает, что акселерация не является этапом прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а представляет лишь фазу в его развитии. Начиная с 70-х годов настоящего столетия в наиболее экономически развитых странах, например, США, Англии, Швеции, уже отмечено снижение темпов акселерации или даже ее прекращение. По всей видимости, для акселерации конец XX и начало XXI столетия будут характерны полной ее стабилизацией, а затем, возможно, началом обратного процесса.

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера.

Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.

Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

Сенситивные периоды развития детей и подростков

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:

1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

7. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.

8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.

9. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

10. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

11. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

12. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТАРДАЦИЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Развитие организма в онтогенезе делят на внутриутробный (ан­тенатальный) и внеутробный (постнатальный) периоды. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез:

1.Эмбриональный период (эмбрион до 2 мес).

2. Фетальный период (плод от 2 до 9 мес).

Внеутробный онтогенезвключает следующие периоды созре­вания организма:

1. Период новорожденности (неонатальный период, от рожде­ния до 1 мес).

2. Период грудного возраста (с 1 мес до 1 года).

3. Ясельный период (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет).

5. Младший школьный период: у мальчиков от 7 до 13 лет, у девочек от 7 до 11 лет.

6. Подростковый возраст (пубертатный период): у мальчиков от 13 до 17 лет, у девочек от 11 до 15 лет.

Массовые обследования физического развития детей различно­го возраста показали, что в XX в. наблюдалось ускорение (акселера­ция) роста и развития многих систем организма детей и подростков. Однако кроме акселерации (лат. ассе1егатю – ускорение) существует и ретардация (от лат. ге1агаа1ю – замедление, задержка).

Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т. е. количественные изменения.

Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложне­нии их взаимоотношений и процессов их регуляции (созревание организма).

Рост и развитие ребенка, т. е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. По­степенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качествен­ных особенностей. Термин «акселерация» употребляется в основ­ном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшеству­ющими поколениями. Длина тела новорожденных за 60-80 лет XX .в. увеличилась на 2-2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадца­тилетних увеличилась на 6-10 см, а масса на 3-10 кг (в сравнении с подростками начала XX в.). Значительно быстрее происходили раз­витие и рост некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более ранее половое созревание (на два года рань­ше, чем это было в начале XX в.). Сократилась продолжительность роста: в конце XX в. рост девушек и юношей в среднем заканчивался,, в 16-19 лет, а в начале XX в. люди достигали максимального роста к 25-26 годам. Существуют убедительные доказательства акселера­ции роста и развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигатель­ной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложе­нию» спортивных рекордов.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение роста и развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 15-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности ды­хательной системы. У них значительно быстрее происходит поло­вое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Явление ретардации роста и развития детей и подростков инте­ресует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри возраст­ных групп также достигает 13-20%, и это особенно важно учиты­вать при поступлении детей в школу и определении физических нагрузок. Определение степени школьной зрелости посТупающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успеш-

ное обучение которых возможно только при наличии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предуп­реждения нарушений здоровья ретардированных детей целесооб­разна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации роста и развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют и эндогенные, и экзогенные факторы. К первым относятся различные наследствен­ные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым – различные факторы соци­ального характера.

Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объяс­няется просто – ее решение имеет большое практическое значе­ние. Более ранние рост и развитие детей и подростков требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физи­ческого и эстетического воспитания молодежи, пересмотра воз­растных возможностей человека, планирования занятий физ­культурой и спортом.

Читать еще:  Аденома слюнной железы

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для разви­тия сердечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией совре­менного населения и увеличения количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным пре­имуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы фи­зического развития. •

3. Умеренное ухудшение экологической обстановки (увеличе­ние промышленной радиации, накопление продуктов выхлопных газов и труб промышленных предприятий, запыление и др.).

Следует отметить, что если бы изменения темпов роста и раз­меров тела сохраняли постоянную направленность, то даже низ­кий прирост показателей при переходе от одного поколения к дру­гому вызвал бы увеличение тела современного человека до гигантских размеров.

Следовательно, акселерация – лишь звено в истории преобра­зования вида Ногтю зар1еп5, а не основной фактор этого процесса.

Акселерация приходит на смену ретардации (воспринимается как таковая по контрасту с последней) и сменяется ретардацией (воз­вращением к исходному уровню).

Скорее всего, средняя длина тела у сопоставляемых групп на­селения изменяется во времени по синусоиде, когда периоды подъема и спада признака сменяют друг друга. Однако протяжен­ность этих циклов неодинакова, а недостаточность точек отсче­та приводит к односторонности оценок, выявив лишь одну из существующих тенденций (Н. А. Агаджанян, Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин).

Дата добавления: 2015-05-26 ; Просмотров: 1410 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТАРДАЦИЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Прочитайте:

  1. D. Надмірна продукція кінінів та простагландінів
  2. E) простагландин Е1.
  3. F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  4. I. Доход от прироста стоимости при реализации ценных бумаг (инвестор самостоятельно несет ответственность за определение и выплату налогов в бюджет Республики Казахстан)
  5. I. Нейрогенные механизмы (нейротонический и нейропаралитический) развития ишемии.
  6. II. Изменения, претерпеваемые личностью по мере развития процесса
  7. II. По форме и характеру роста (экспансивный, инфильтрирующий).
  8. II. Понятие развития имеет ограниченное применение для науки истории и часто служит причиной помех и препятствий
  9. III ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  10. III. Исследование влияния на психофункциональное состояние подростков

Массовые обследования физического развития детей различно­го возраста показали, что в XX в. наблюдалось ускорение (акселера­ция) роста и развития многих систем организма детей и подростков. Однако кроме акселерации (лат. ассе1егатю – ускорение) существует и ретардация (от лат. ге1агаа1ю – замедление, задержка).

Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т. е. количественные изменения.

Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложне­нии их взаимоотношений и процессов их регуляции (созревание организма).

Рост и развитие ребенка, т. е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. По­степенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качествен­ных особенностей. Термин «акселерация» употребляется в основ­ном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшеству­ющими поколениями. Длина тела новорожденных за 60-80 лет XX .в. увеличилась на 2-2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадца­тилетних увеличилась на 6-10 см, а масса на 3-10 кг (в сравнении с подростками начала XX в.). Значительно быстрее происходили раз­витие и рост некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более ранее половое созревание (на два года рань­ше, чем это было в начале XX в.). Сократилась продолжительность роста: в конце XX в. рост девушек и юношей в среднем заканчивался,, в 16-19 лет, а в начале XX в. люди достигали максимального роста к 25-26 годам. Существуют убедительные доказательства акселера­ции роста и развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигатель­ной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложе­нию» спортивных рекордов.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение роста и развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 15-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности ды­хательной системы. У них значительно быстрее происходит поло­вое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Явление ретардации роста и развития детей и подростков инте­ресует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри возраст­ных групп также достигает 13-20%, и это особенно важно учиты­вать при поступлении детей в школу и определении физических нагрузок. Определение степени школьной зрелости посТупающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успеш-

ное обучение которых возможно только при наличии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предуп­реждения нарушений здоровья ретардированных детей целесооб­разна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации роста и развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют и эндогенные, и экзогенные факторы. К первым относятся различные наследствен­ные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым – различные факторы соци­ального характера.

Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объяс­няется просто – ее решение имеет большое практическое значе­ние. Более ранние рост и развитие детей и подростков требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физи­ческого и эстетического воспитания молодежи, пересмотра воз­растных возможностей человека, планирования занятий физ­культурой и спортом.

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для разви­тия сердечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией совре­менного населения и увеличения количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным пре­имуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы фи­зического развития. •

3. Умеренное ухудшение экологической обстановки (увеличе­ние промышленной радиации, накопление продуктов выхлопных газов и труб промышленных предприятий, запыление и др.).

Следует отметить, что если бы изменения темпов роста и раз­меров тела сохраняли постоянную направленность, то даже низ­кий прирост показателей при переходе от одного поколения к дру­гому вызвал бы увеличение тела современного человека до гигантских размеров.

Следовательно, акселерация – лишь звено в истории преобра­зования вида Ногтю зар1еп5, а не основной фактор этого процесса.

Акселерация приходит на смену ретардации (воспринимается как таковая по контрасту с последней) и сменяется ретардацией (воз­вращением к исходному уровню).

Скорее всего, средняя длина тела у сопоставляемых групп на­селения изменяется во времени по синусоиде, когда периоды подъема и спада признака сменяют друг друга. Однако протяжен­ность этих циклов неодинакова, а недостаточность точек отсче­та приводит к односторонности оценок, выявив лишь одну из существующих тенденций (Н. А. Агаджанян, Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин).

Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 585 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector