Аускультация органов у детей
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Аускультация органов у детей

Аускультация органов у детей

Начинают исследование с выявления жалоб.

Жалобы могут быть связанные с поражением органов дыхания ( кашель, насморк, одышка и т.д.) и общие ( повышение температуры, слабость, вялость). Более детально жалобы мы будем рассматривать при изучении патологии органов дыхания.

Собирая анамнез заболеваниянеобходимо установить давность, возможные причины, взаимозависимость с поражением других органов и систем, динамику заболевания и эффективность проведённого лечения .

Исследуя анамнез жизни, необходимо обратить внимание на выявление факиоров, способствующих поражению органов дыхания ( нарушение режима и образа жизни ребёнка, заболевания во время беременности, недоношенность, недостаточное физическое развитие, плохой уход, питание, несоблюдение эпидрежима, охлаждение и перегревание ребёнка, выявляют наличие фоновых заболеваний ( рахит, анемии, гипотрофии, атопии).

При осмотре оценивают положение больного (вынужденное сидячее при бронхиальной астме, при плеврите – на поражённом боку, при бронхоэктазах и т.д.), цвет кожных покровов, проводят осмотр верхних дыхательных путей (носа, зева, лица, шеи) При этом отмечают необычную синюшность или бледность, дыхательные движения крыльев носа( при одышке) , пенку в углах рта ( при пневмониях у новорождённых).При тяжёлых поражениях органов дыхания у детей можно заметить участие в дыхании шейных мышц втяжение над- и подключичной ямки. В норме у детей может быть любой тип дыхания. Но дыхательные движения всегда равномерны. Ритмичны и соответствуют возрастной частоте (у новорождённых – 40 – 60 в мин., до 6 мес -35-45 в мин., до года – 35-40, 2-6 лет -25-30, 7-12 лет- 18, у старших – 26-20 в мин. Так же проводят осмотр формы грудной клетки ( широкая « бочкообразная», воронкообразная, рахитическая, ассиметричная ).

Пальпация, перкуссия и аускультация у детей проводится той же методикой, как и у взрослых, но при этом надо учитывать некоторые особенности:

– у детей раннего возраста голосовое дрожание определяют в момент плача, крика или кашля, выражено оно слабее, чем у старших детей и диагностическая ценность невелика;

– перкуссию у маленьких детей лучше проводить на руках у мамы;

– палец плессиметр левой руки лучше прикладывать к поверхности грудной клетки не плашмя, а под углом 45 градусов;

– у маленьких детей при сравнительной перкуссии можно обнаружить притупление лёгочного перкуторного звука в нижних отделах правого лёгкого при метеоризме. Этот признак наблюдается в положении лёжа и исчезает при перкуссии в положении стоя. Связано это со смещением печени вверх при метеоризме.

– при сравнительной перкуссии у детей перкуторный звук над правой верхушкой несколько короче, чем над левой (более короткий бронх справа и более низкое расположение верхушки с этой стороны , плюс большее развитие мышц правого плеча); перкуторный звук во 2-3 межреберьях слева несколько укорочен из-за близости сердца; при перкуссии по средней подмышечной линии внизу справа перкуторный звук имеет притупленный оттенок ( печень), а слева – тимпанический оттенок ( желудок);

-нижние границы лёгких определяют по тем же топографическим линиям, что и у взрослых и в норме в возрасте до 10 лет они находятся:

по среднеключичной линии справа – на VI ребре, слева соответствуют границе сердца, по средней подмышечной справа – VI –VII справа, слева – на IX ребре, по лопаточной линии справа – на IX ребре, слева – на XI ребре.

У детей от 10 до 12 лет и старше перкуторные границы приближаются к границам взрослых: по окологрудинной линии справа – VI ребро, слева границу не определяют; по передней подмышечной линии справа и слева – VII ребро; по средней подмышечной справа и слева – VIII ребро; по задней подмышечной справа и слева – IX ребро; по лопаточной справа и слева – X ребро; по околопозвоночной справа и слева – XI грудной позвонок.

– верхние границы у детей следующие (с обеих сторон) : спереди – линия, соединяющая середину верхнего края трапециевидной мышцы с грудинно- ключичным соединением, сзади – уровень остистого отростка VII шейного позвонка;

– подвижность нижних краёв лёгких у детей составляет 2-6 см;

– у детей раннего и дошкольного возраста выслушивается при аускультации громкое везикулярное дыхание, которое называется пуэрильным. Часто такое дыхание путают с жёстким. Объясняется эта особенность узкими бронхами, короткой трахеей и усиленной проводимостью стенок грудной клетки у детей.

Особенности инструментальных методов исследования органов дыхания:

Спирография:используется для регистрации лёгочных объёмов и вентиляционных показателей . Проба ТИФФНО- даёт представление о состоянии проходимости воздухоносных путей. Определяется объём воздуха, который выдыхает больной за единицу времени в момент максимального выдоха после предельно глубокого вдоха. Дети 6-16 лет выдыхают следующее количество воздуха от объёма ЖЁЛ: за 0,25 с -30-35%, за 0,5с-70-75%, за 1 с – 75-100%.При патологических состояниях эти показатели снижаются.

Спирометрия:проводится по методике взрослых, детям после 5-6 лет, определяется объём дыхания, минутный объём дыхания, жизненная ёмкость лёгких. Показатели ОД : при рождении – 21 мл, до 4 мес – 47-53 мл, до года – 54-79 мл, до 3 лет – 97 мл, в 4 года – 110 мл. Мод: при рождении – 1.13л/мин, до 4 мес – 12.2-2.37 л/мин, до года – 2.38-2.75 л/мин, в 4 года – 3,08 л/мин

Пикфлоуметрия:измерение пиковой скорости выдоха. Методика аналогична взрослым, выполняется соответственно алгоритму.

Пневмотахиметрия:позволяет определить нарушения бронхиальной проходимости при патологии органов дыхания. Применяется после 5 лет, показатели объёмных скоростей форсированного вдоха и выдоха с возрастом увеличиваются в норме.

Бронхоскопия, рентгеновское исследование, томография , бронхография:как у взрослых. Бронхография проводится под общим или местным обезболиванием, детям до 6-7 лет применяется лишь общая анестезия.

Из лабораторных методов имеет значение общий анализ крови, исследование мокроты ( у детей собрать трудно), исследование крови на иммуноглобулины , белковые фракции.

Аускультация органов у детей

Травма грудной клетки

Основными проявлениями ДН есть гипоксемия, гипо- и гиперкапния. При этом гиперкапния никогда не бывает без гипоксемий, если ребенок дышит атмосферным воздухом. Гипоксемия нередко объединяется с гипокапнией.

Дыхательная недостаточность разделяется на обструктивную, парэнхиматозную и вентиляционную (внелегочного происхождение).

Обструктивная ДН может быть обусловленная механическими причинами – аспирация инородного тела, развитием отека слизистой оболочки (подсвязочный ларинготрахеит), наличием бронхиолоспазма (нападение бронхиальной астмы), сжатием дыхательных путей извне (сосудистое кольцо или удвоение аорты, инородное тело пищевода, воспалительные заболевания ротоглотки и др.), а также прирожденными дефектами развития (атрезия хоан, ларингомаляция, муковисцидоз). Часто имеет место объединения нескольких факторов (например, зажигательный отек слизистой оболочки с нарушением эвакуации отхаркивания и др.).

Поражение крупных дыхательных путей проявляется инспираторной одышкой, а при нарушении проходимости мелких (бронхиол) появляется экспираторная одышка. Механизм возникновения дыхательной недостаточности при бронхиальной астме объясняется резким перерфстяжением альвеол воздухом, который собрался. Это вызывает нарушение капиллярного кровообращения. Снятие бронхоспазма оказывает содействие уменьшению перерастяжения альвеол. И как следствие – ликвидация дыхательной недостаточности.

Паренхиматозная ДН характеризуется преобладающей повреждением альвеол и капиллярного русла малого круга кровообращения. Ее клиническим эквивалентом является респираторный дистресс-синдром (РДС) за взрослым типом. Патофизиологическая основа РДС – альвеолярно-капиллярный блок для диффузии кислорода, снижение податливости и функциональной остаточной вместимости легких. Как правило, это является проявлением системного воспалительного ответа макроорганизма на эндотоксемию. Воспалительные заболевания легких также могут приводить к паренхиматозной ДН. В этом случае на первый план появляются ранняя гипоксемия с гипокапнией и одышка смешанного типа.

Вентиляционная ДН обусловленная нарушениям регуляции внешним дыханием. Это может быть связано с угнетением деятельности дыхательного центра (отравление барбитуратами, травмы и опухоли ЦНС, энцефалит и др.), ведущей нервной системы (полиомиелит и др.), синаптической передачи (миастения, остаточное действие мышечных релаксантов), с изменениями дыхательной мускулатуры (мышечная дистрофия, протеолиз мышц при гиперкатаболизме и др.).

Основным клиническим проявление данного варианту ДН есть гиповентиляция. Причиной такого состояния может быть: пневмо-, гемо- или гидроторакс, высокое стояние диафрагмы (парез кишечника) или травма грудной клетки. Для вентиляционной ДН характерное объединение гипоксемии и гиперкапнии.

Дыхательная недостаточность может возникнуть при снижении РаО 2 в воздухе, который вдыхается. Это вызывает уменьшение насыщения крови кислородом в легочных капиллярах и ведет к возникновению тканевой гипоксии (в условиях высокогорья, при нарушении подачи кислорода в кювезах и др.).

Читать еще:  Уход за головой грудничка. Корочка на голове у грудничка

Возможно развитие дыхательной недостаточности при нарушении транспорта газов кровью при трудных анемиях, изменению структуры гемоглобина (ме т- или карбоксигемоглобин). При нарушениях кровообращения вследствие замедления кровотока в органах и тканях возникает застойная гипоксия. Особое место занимает так называемая тканевая гипоксия, которая объясняется повреждением ферментных систем клеток, которые принимают участие в утилизации проникающего из крови кислорода (при отравлениях, инфекции).

В развитии ОДН выделить три патогенетические стадии :

1 стадия – нарушение газообмена отсутствуют благодаря компенсаторному усилению дыхания и кровообращения;

11 стадия – появляются первые клинический и лабораторный признаки декомпенсации в виде проявлений гипокапнии и гипоксии;

111 стадия – полная декомпенсация, во время которой исчезают отличия между видами дыхательной недостаточности.

Клиническая картина дыхательной недостаточности состоит из

– симптомов основного заболевания,

– семиотики изменений функции аппарата внешнего дыхания, а также

– признаков гипоксемии и гиперкапнии,

Декомпенсация при гипоксемии оказывается неврологическими расстройствами и нарушением кровообращения, вследствие чего развиваются вторичные гиповентиляция и гиперкапния.

Нарушение функции внешнего дыхания проявляются симптомами, которые характеризуют компенсацию, усиленную работу дыхательных мышц и декомпенсацию аппарата внешнего дыхания.

Основными признаками компенсации является одышка и удлинение вдоха или выдоха с изменением соотношения между ними.

Усиление дыхания происходит по счет включениям вспомогательных мышц – шейных и глубоких межреберных. Это проявляется западениями на вдохе уступчивых мест грудной клетки ( над – и подключичных участков, яремной ямки, межреберий, грудины), а также кивательными движениями головы в такт дыхания у детей раннего возраста. О декомпенсации свидетельствуют брадиаритмия дыхание, его патологические типы и признаки распада дыхательного центра.

Клинические признаки гиперкапний и гипоксемий могут быть ранними и поздними.

Ранние, такие, что отображают компенсацию прежде всего со стороны сердечно-сосудистой системы, – это тахикардия, артериальная гипертензия, бледность кожи. Они указывают на централизацию кровообращения, необходимую для поддержки кислородного режима ЦНС.

Поздние клинические признаки гиперкапний и гиоксемий свидетельствуют о декомпенсации со стороны сердечно-сосудистой , дыхательной систем и ЦНС. Это цианоз, липкий пот, двигательное и психическое беспокойство ребенка или его заторможенность. При оценке цианоза обязательно надо учитывать его распространенность и изменение под влиянием разных концентраций кислорода во вдыхаемом воздухе. Если реакция на 45% содержание кислорода во вдыхаемом воздухе сохраняется, это свидетельствует о вентиляционной дыхательной недостаточности и отсутствии шунто-диффузних нарушений. Положительная реакция на 100% содержимое кислорода в воздухе, который вдихаем характерна для нарушения диффузии через альвеолярно-капиллярную мембрану, а при внутрилегочном артериовенозном шунтировании, наоборот, эффекта нет.

Симптомы одной группы, характерные, – это проявления декомпенсации ЦНС, кровоснабжения и дыхание, которые развиваются в результате тканевой гипоксии и связанного с ней метаболического ацидоза. Среди этих симптомов грозными признаками гипоксического пораження ЦНС, которые требуют экстренной терапии, есть кома и судороги. Одновременно на тканевую гипоксию реагирует и сердечно-сосудистая система в виде артериальной гипотензий, брадикардии и других нарушений ритма. В дальнейшем возникают декомпенсаторно-адаптационные нарушения дыхания, которые заканчиваются остановкой дыхания.

При острой дыхательной недостаточности, в отличие от хронической, в организме не успевают включаться механизмы долгодействующей компенсации, поэтому для этого состояния характерная четкая зависимость между уровнями Раса 2 и РаО2 артериальной крови и клинической картиной.

Первые клинические признаки гипоксемии – цианоз, тахикардия, нарушение поведения, которые оказываются при снижении Рао 2 до 70 мм рт. ст. Неврологические нарушения характерны для больного при Рао 2 ниже 45 мм рт. ст. Смерть наступает, когда Рао2 достигает 20 мм рт. ст. Для РаСа2 крови эта взаимосвязь такой: глубокие шейная и межреберная мышцы начинают принимать участие в дыхании при РаСа2 выше 60 мм рт. ст., а признака декомпенсации дыхания свидетельствуют о повышении РаСа 2 больше 90-120 мм рт. ст.

1. Практикум по пропедевтической педиатрии с уходом за детьми / Под ред. В.Г. Майданника, К.Д. Дуки. – М.: Украина, 2002. – 356 с.

2. Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней. – Л.: Медицина, 1967. – 492 с.

3. Тестовые задания по педиатрии / Под ред. чл.-корр. АМН Украины, проф. В.Г. Майданника. – М.: СП “Интертехнодрук”, 2007.-429 с.

4. Ситуационные задачи по педиатрии / Под ред. чл.-корр. АМН Украины, проф. В.Г. Майданника. – М.: ИД “Аванпост-Прим”, 2006.-206 с.

5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.

6. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Справочник по детской диететике. – Л.: Медицина, 1980.-416 с.

7. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Справочник по детской диететике. – Л.: Медицина, 1980.-416 с.

8. 4. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка.-К.: Здоровья, 1984. – 336 с.

9. 5. Игнатов С.И. Руководство по клиническому исследованию ребенка (с элементами семиотика и диагностики). – М.: Медицина, 1978.-328 с.

10. Здоровый ребенок / Под ред. Б.И. Кузника, А.Г. Максимовой. – 3-е изд., Перераб. и доп. – М.: Вузовская книга, 2008. – 260 с.

11. Клинический протокол медицинского ухода за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет. Приказ МЗ Украины № 149 от 20.03.2008. – 91 с.

12. Майданник В.Г.Избранные лекции по пропедевтической педиатрии.-К., 1995.-175 с.

13. Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. – К., 1998. – 213 с.

14. Маркевич В.Е., Майданник В.Г., Павлюк П.А. и др.. Морфофункциональные и биохимические показатели у детей и взрослых. – Киев-Сумы: МакДен, 2002. – 268 с.

15. Протокол медицинского ухода за здоровым новорожденным ребенком. Приказ МЗ Украины № 152 от 04.04.2005. – 29 с.

16. Об усовершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детям в Украине. Приказ МЗ Украины № 434 от 29.11.2002. – 97 с.

17. Рылова Н.Ю. Новорожденный ребенок. – М.: ЭКСМО, 2008. – 352 с.

Особенности аускультации легких у ребенка

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур. Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений. Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Для чего используется?

Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

  • пневмония;
  • легочный инфаркт;
  • наличие опухоли в легком;
  • отек легких;
  • туберкулез;
  • пневмоторакс;
  • скопление жидкости в плевральной полости;
  • сердечная недостаточность.

Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

  1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
  2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
  3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.
Читать еще:  Все легко и просто, а помог прополис

Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

  1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
  3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

Особенности выполнения

Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов. Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп). Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

  1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
  2. Помещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
  3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
  4. В помещении не должно быть холодно.
  5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
  6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
  7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
  8. Не надавливать на инструмент.
  9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
  10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
  11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

Места аускультации лёгких

Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов. Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком. Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

Основные точки для выслушивания – это:

  • ямки над ключицами;
  • ямки под ключицами;
  • с двух сторон тела на уровне третьего ребра;
  • участки по бокам;
  • межлопаточное пространство;
  • области вокруг лопаток.

Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

  • громкость;
  • однородность либо неоднородность;
  • высоту;
  • продолжительность;
  • постоянство;
  • распространенность;
  • проявление согласно фазам дыхания.

Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

  1. Исследование в нормальном состоянии.
  2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
  3. Оценка показателей при покашливании.
  4. Выявление показателей при смене положения.

Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

Нормы и отклонения

В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

Другими признаками патологии можно назвать:

  1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
  2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
  3. Возникновение дополнительных шумов.

Дыхание при аускультации легких

Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

  1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
  2. Ослабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
  3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
  4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
  5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
  6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

Точки выслушивания при аускультации сердца

Аускуляция сердца — это выслушивание его тонов на определенных точках ри помощи обычного фонендоскопа. Данный метод диагностики позволяет определить патологические ритмы, шумы в сердце.

Аскуляцию проводят как взрослым, так и детям в случаях, когда пациент жалуется на проблемы с сердцем. Вовремя проведенное простое обследование позволяет избежать сложных патологических процессов.

Что такое аускультация сердца

Сердце – сложный орган, который состоит из мышц, соединительнотканных структур, клапанов. Клапаны отграничивают предсердия от желудочков, сердечные камеры — от крупных артерий.

Во время сердечной деятельности отдельные части органа сокращаются, что приводит к перераспределению крови по полостям. Сокращения сопровождаются звуковыми колебаниями, распространяющимися по тканевым структурам грудной клетки.

Доктор прослушивает звучание органа посредством фонендоскопа – прибора, созданного для выслушивания лёгких, сердечной мышцы. Методика позволяет определить тембр, частоту звуковых волн, выявить шумы, сердечные тоны.

Плюсы и минусы метода

Аускультация является ценным догоспитальным методом исследования, его применяют до лабораторных тестирований. Аускультация не требует использования специфической аппаратуры, она позволяет врачу выставить предварительный диагноз, опираясь только на опыт и знания.

Аускультация сердца проводится для диагностики сердечных болезней.

  1. Миокардита.
  2. Нарушения сердечной проводимости, при которой изменяется частота сокращений органа.
  3. Перикардита, когда воспаление локализуется в околосердечной сумке. Прослушивается трение.
  4. Эндокардита, при котором появляются шумы, свойственные порокам из-за воспаления клапанов.
  5. Ишемии.
  6. Пороков сердца врождённой либо приобретённой этиологии. Шумы появляются вследствие нарушения кровообращения в сердечных камерах.
  7. Гипертрофии желудочков.

Важно! Аускультация позволяет выявить проблемы с сердечной мышцей на начальном этапе, и отправить человека на детальное обследование в кардиологическое отделение.

Недостаток аускультации заключается в необходимости дообследования. Невозможно выставить окончательный диагноз, основываясь только на результатах этого метода.

Как проходит процедура

Алгоритм аускультации сердца заключается в следующем. Врач при благоприятных условиях в кабинете (хорошее освещение, относительная тишина) должен провести предварительный опрос и осмотр пациента, попросив его раздеться и освободить грудную клетку.

Далее с помощью фонендоскопа или стетоскопа после аускультации легочных полей врач определяет точки выслушивания сердца. При этом он интерпретирует полученные звуковые эффекты.

Точки аускультации сердца определяются положением клапанов в сердечных камерах и проецируются на переднюю поверхность грудной клетки и определяются по межреберьям справа и слева от грудины.

Первая точка

Локализуется в участке верхушечного толчка, и оценивает функционирование митрального клапана, левого атриовентрикулярного участка. Располагается в нескольких сантиметрах от соска в 5-ой межрёберной части.

Читать еще:  Клинические проявления спинальной травмы

Изначально оценивается тон после продолжительной паузы, затем – после короткой. У здорового человека первый звуковой эффект в зоне верхушечного толчка интенсивнее второго.

Нередко на этом месте доктор прослушивает добавочный третий тон. Это может указывать на заболевания сердца либо на молодой возраст человека.

Вторая точка

Эта точка аускультации сердца прослушивается в области 2-го правого межрёберного пространства. Оценивается функционирование аорты, клапанов сердца. Манипуляция проводится при условии задержки дыхания. Задача специалиста – определить двухтональность сокращений.

Третья точка

Локализуется во 2-ом левом межрёберном пространстве. Врач прослушивает клапаны лёгочной артерии. После выслушивания трёх точек необходимо повторить манипуляцию, поскольку все тона должны характеризоваться равной громкостью звучания.

Четвёртая точка

Располагается в зоне основания грудной клетки в области 5-го межрёберного пространства. Предполагает выслушивание клапанов и правого атриовентрикулярного участка.

Пятая точка

Имеет и другое название – зона Боткина-Эрба. Локализуется в 3-ем левом межрёберном пространстве. В этой области также прослушивают клапаны аорты. Во время аускультации пациент должен задержать дыхание.

Аускультация у ребёнка

Диагностика тонов сердца у детей проходит с помощью детского фонендоскопа. Врач осуществляет аускультацию детского сердца по той же схеме, как и для взрослых. Дифференцируется только интерпретация результатов.

Сокращение органа у младенцев характеризуется отсутствием пауз между сокращениями. Стук является равномерным. Если подобный сердечный ритм выявляется у взрослых, диагностируется эмбриокардия, которая указывает на наличие миокардита, агональных явлений, шока.

У детей старше 2 лет прослушивается увеличение 2-го тона на лёгочной артерии. Это не является патологическим признаком, при условии отсутствия шумов диастолического и систолического характера.

Такие шумы часто выявляются у детей до 3 лет при врождённых пороках, а после 3 лет – при ревматических патологиях.

В подростковом периоде могут прослушиваться шумы в участках клапанной проекции. Это объясняется биологической перестройкой организма, и не является патологией.

Интерпретация результатов

Сердечные тона являются звуками, издаваемыми элементами сердца. Тона дифференцируют на систолические (первые) и диастолические (вторые). Систолические звуковые эффекты сопровождают сокращение органа, они образуются следующим образом:

  1. При захлопывании трёхстворчатого и митрального клапана, что образует специфическую вибрацию.
  2. При сокращении мышц предсердий и желудочков, что сопровождается эвакуацией крови.
  3. При колебании аортальных стенок и лёгочной артерии во время продвижения крови по ним.

Второй тон появляется в период расслабления сердечной мышцы – диастолы. Диастолический эффект образуется при захлопывании лёгочной артерии и аортальных клапанов.

Также выделяют постоянные, непостоянные и добавочные тона.

Изменение звучности сердечных тонов:

  1. Ослабление 1 тона наблюдается при миокардите – воспалении сердечной мышцы, дистрофии миокарда, недостаточности митрального и трикуспидального клапана.
  2. Усиление первого тона происходит при сужении митрального клапана – стенозе, выраженной тахикардии и изменениях сердечного ритма.
  3. Ослабление второго тона отмечается у больных с падением артериального давления в большом либо в малом кругах кровообращения, недостаточности аортального клапана и пороках развития аорты.
  4. Усиление второго тона имеет место при повышении артериального давления, уплотнении стенок или атеросклерозе аорты, стенозе клапана легочной артерии.
  5. Ослабление обоих тонов наблюдается при ожирении пациента, дистрофии и слабой работе сердца, миокардитах, скоплении жидкости в полости сердечной сумки после воспалительного процесса или травмы, выраженной эмфиземы легких.
  6. Усиление обоих тонов наблюдается при повышенной сократимости сердца, тахикардии, анемии, истощении пациента.

Шум – это аномальный звуковой эффект, накладывающийся на сердечные тоны.

Важно! Шум всегда возникает вследствие аномальных токов крови в полостях сердца или при прохождении ее через клапаны.

Шумы оценивают на каждой из пяти точек, что позволяет сориентироваться, какой из клапанов работает неправильно.

Важно оценивать громкость, звучность шумов, распространенность их в систолу и диастолу, продолжительность и другие характеристики.

  1. Систолический шум, то есть шум на протяжении первого тона, может свидетельствовать о миокардите, поражении сосочковых мышц, недостаточности двух- и трехстворчатого клапанов, пролапсе митрального клапана, стенозах аортального и легочного клапанов, дефекте межжелудочковой и межпредсердной перегородки, атеросклеротических изменениях сердца.Систолические шумы иногда могут присутствовать при МАРС или малых аномалиях развития сердца – когда в структуре органа и магистральных сосудов есть некие анатомические особенности. Эти особенности никак не влияют на работу сердца и кровообращение, но могут обнаруживаться при аускультации или ультразвуковых исследованиях сердца.
  2. Диастолический шум более опасен и практически всегда свидетельствует о заболевании сердца. Такие шумы бывают у пациентов со стенозами митрального и трикуспидального клапанов, недостаточной функцией аортального и легочного клапанов, опухолями – миксомами предсердий.

Также можно выявить патологические сердечные ритмы:

  1. Ритм галопа – один из самых опасных аномальных ритмов. Этот феномен возникает при расщеплении сердечных тонов и по звучанию похож на топот копыт «та-ра-ра». Такой ритм появляется при тяжелой декомпенсации сердца, остром миокардите, инфаркте миокарда.
  2. Ритм маятника – это двучленный ритм с одинаковыми паузами между 1 и 2 тонами сердца, возникающий у пациентов с артериальной гипертензией, кардиосклерозом и миокардитом.
  3. Ритм перепела звучит как «спать по-ра» и сочетается с митральным стенозом, когда кровь с огромным усилием проходит через узкое кольцо клапана.

Основные цели и особенности проведения аускультации детей всех возрастов

На ранних этапах аускультация детей выполнялась естественным врачебным «аппаратом» — органом слуха. Доктор прикладывал ухо к актуальной зоне исследуемого ребенка.

С развитием технологий этот способ аускультации детей считается неприемлемым ввиду его неэстетичности и неинформативности.

Актуальность метода

В современных детских поликлиниках, а также в стационарных учреждениях аускультация детей определяется как универсальный диагностический способ, необходимый для выявления сердечных, кишечниковых, легочных и дыхательных аномалий.

Основные заболевания

Среди всех имеющихся аномалий сердечно-сосудистой системы, выявляемых при помощи аускультации детей, следует выделить:

  1. Врожденные сердечные патологии, также именуемые триадой Фалло.
  2. Перекардит.
  3. Миокардит (а также иные воспалительные патологии как околосердечной зоны, так и самого «двигателя»).
  4. Гипертрофия миокарда.
  5. Склеротическая аномалия.
  6. Эндокардит.

Иные патологии

Аномальных состояний, которые могут быть диагностированы при помощи аускультации, достаточно много. Чаще всего специалист выявляет наличие:

  • пневмонии;
  • бронхита;
  • эмфиземы легочной ткани;
  • туберкулеза легких;
  • “немого” легкого.

Кишечниковые аномалии, диагностируемые при помощи этого метода, характеризуются тем, что деятельность органа прекращается. При этом происходит остановка специфических перистальтических шумов.

Выявление сердечной патологии

Аускультация сердца у детей дает специалисту информацию относительно:

  1. Сердечного ритма.
  2. ЧСС «двигателя» исследуемого.
  3. Наличия в сердечных камерах воздушных пузырьков.
  4. Сердечного выброса.

Если в камерах органа имеются воздушные пузырьки, то специалист услышит специфический звук, аналогичный шуму двигателя машины или мельничного колеса.

Существует пять общепринятых толчков, актуальных при аускультации сердца у детей:

  1. зона верхушечного толчка;
  2. зона второго межреберья (край грудины с правой стороны);
  3. зона второго межреберья с левой стороны грудины;
  4. зона мечевидного отростка;
  5. зона третьего-четвертого ребра с левой стороны грудины (определяется точкой Боткина).

Как исследуются дошкольники

Для проведения аускультация детей специалист «вооружается» стетоскопом, оснащенным деликатной подушечкой. Первым этапом исследования является подогревание оборудования таким образом, чтобы его температура совпадала с температурой кожного покрова малыша.

Проводящий исследование доктор должен вести себя соответственно возрастным особенностям юного клиента.

Если исследуемый еще не достиг пяти-шестилетнего возраста, доктор может прибегнуть к игре, основным условием которой будет выполнение ребенком всех пожеланий старшего. Этот метод актуален в том случае, если ребенок напуган или имеет предубеждение относительно людей в белых халатах. Исследуя актуальные органы юного пациента в игровой форме, специалист «убивает двух зайцев»: получает нужную информацию и действует в профилактических целях.

Важные нюансы

Необходимо учитывать, что у совсем маленьких ребятишек, не достигших двенадцатимесячного возраста, хорошо выслушивается выдох и вдох. В дальнейшем специалист имеет возможность выявить бронхит на ранней стадии.

Аускультация сердца у детей также имеет свои отличия. Когда исследуется младенец, нередко наблюдаются сильные ослабления обоих тонов. Причины этой аномалии пока не выявлены. Иногда наблюдаются функциональные звуковые явления.

С течением времени подобные шумы исчезают самостоятельно.

Этот метод исследования позволяет выявить не только наличие патологического состояния, но и степень его прогрессирования. Важно помнить о том, что результаты, полученные путем аускультация детей должны быть подтверждены при помощи иных методов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector