Что такое острота слуха?
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Что такое острота слуха?

Диагностика остроты слуха

Шум в метро и на улице, дискотеки, прослушивание плеера, а также многие заболевания могут привести к снижению слуха. Как вовремя распознать начало болезни?

Для чего и у кого проводится исследование слухового анализатора, или уха? Какие методы при этом используются? Где и как это происходит? И что, собственно, определяется?

Функциональная характеристика слухового анализатора важна как для диагностики заболеваний уха, так и для некоторых профессий. Особенно важным является обследование детей с целью выявления нарушений слуха и профилактики тугоухости. Наконец, методы функционального исследования уха играют большую роль при выборе приборов, улучшающих слух. Для решения каждой из упомянутых задач имеются свой объем и методы исследования. Иногда картина заболевания бывает настолько ясна, что самые несложные приемы позволяют поставить диагноз. В других случаях для решения вопроса о характере и уровне поражения необходимо применить весь арсенал способов, вплоть до самых сложных.

В настоящее время применяют три основных метода исследования слуха: живой речью, камертоном и электрическим генератором звука – аудиометром.

Исследование слуха живой речью – наиболее простой и доступный метод, обязательная часть любого исследования слуха – производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости речи шепотом. Нормальное ухо слышит ее на расстоянии 15–20 м. Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов: те слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м; слова же дискантовой характеристики составляющих их фонем слышны на расстоянии 20–25 м.

Исследование слуха с помощью камертона. Преимуществом метода являются относительная простота устройств, ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени, портативность и сравнительно хорошая чистота звука. С помощью камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость.

При исследовании воздушной проводимости исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и, если слышит, то каким ухом.
При определении порога костной (тканевой) проводимости ножку камертона плотно приставляют либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливают продолжительность восприятия камертона больным. При этом получают суммарный эффект от обоих ушей.

Аудиометрия (от лат. audio – слышать и греч. metreõ – измерять) – это метод исследования остроты слуха с помощью электрического генератора звука – аудиометра (рис.). Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т.е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.

К его преимуществам относятся:

  • возможность дозировать интенсивность звуковых сигналов в децибелах;
  • проводить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком;
  • осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т.п.).

Аудиометрия дополняет другие исследования слухового анализатора, позволяет точнее охарактеризовать его функциональное состояние, а отчасти и функциональные возможности.

Исследование проводят в звукоизолированных камерах. Испытуемому надевают наушники для оценки воздушной проводимости и вибратор на сосцевидные отростки для оценки костной проводимости. Для каждого уха измеряют порог восприятия звуков частотой от 125 до 8000 Гц. По итогам исследования строят графики (аудиограммы) в децибелах, результаты заносят на специальные бланки в виде графиков — аудиограмм. В зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации различают: тональную, речевую, шумовую, автоматическую и рефлекторную аудиометрию.

Метод речевой аудиометрии широко используется в медицинской практике. Он дает возможность количественно оценивать слуховую функцию по степени разборчивости речи, которая связана с поражением тех или иных звеньев звукового анализатора. Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорную речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофон), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого.

Для исследования слуха у детей старше одного года применяют условно-рефлекторную аудиометрию, которая заключается в одновременном предъявлении звука и света и выработке таким образом условного рефлекса. После этого регистрируется реакция на звук без предъявления светового сигнала.

Для обследования детей используют также массовую речевую аудиометрию. Берут определенный уровень громкости, при котором дети с нормальным слухом правильно записывают 50% продиктованных (магнитофоном) слов, затем, то же самое повторяют при более высоком уровне громкости и в заключение определяют процент разборчивости. По сделанным записям легко отобрать детей, которые требуют специального обследования.

Эксперт: Никулина Татьяна, оториноларинголог

Можно ли определить остроту слуха просто смотря человеку в глаза?

По данным Всемирной организации здравоохранения, на данный момент 360 миллионов человек страдают от глухоты. Как правило, проблемы со слухом возникают в раннем детстве и если вовремя обнаружить их в возрасте до одного года, осложнений вполне можно избежать. К сожалению, на данный момент эффективного метода обнаружения ранних стадий глухоты практически нет и проблемы выявляются только когда ребенок становится взрослым. Но знаете ли вы, что выяснить, насколько хорошо ребенок слышит различные звуки, можно просто посмотрев в его глаза? Это кажется невозможным, но ученые из американского штата Орегон доказали это в ходе довольно интересного эксперимента. Открытие может стать основой для создания нового, максимально эффективного теста для проверки остроты слуха.

Людей с нарушениями слуха можно распознать по их глазам

Об открытии ученых из Орегонского университета было рассказано на официальном сайте учебного заведения. До сих пор доктора могли проверить остроту человеческого слуха только при помощи метода под названием аудиометрия. В ходе этого теста от человека требуется нажать на кнопку каждый раз, когда он слышит сигналы с частотой от 250 до 8000 герц. Но такое испытание могут пройти только относительно здоровые люди, а маленькие дети и парализованные взрослые попросту не в состоянии своевременно уведомлять докторов о моменте, когда услышали звук.

Как узнать, что у человека проблемы со слухом?

На создание метода определения остроты слуха, который подходит людям всех возрастов и в любом физическом состоянии, ученых подтолкнуло изучение поведения хищных птиц под названием сипухи. По словам участника исследования по имени Авинаш Сингх Бала, наблюдая за совами они обнаружили, что когда птицы слышат какие-либо звуки, их зрачки заметно расширяются. Им стало интересно — расширяются ли таким же образом человеческие зрачки, когда где-то воспроизводится звук?

На создание нового теста на остроту слуха ученых вдохновили сипухи

Чтобы проверить это, ученые провели небольшой эксперимент с участием 31 добровольца со средним возрастом 24 года. Участников исследования попросили смотреть на определенную точку на экране и нажимать на указанную заранее кнопку в момент, когда они слышат сигнал. Звук воспроизводился с задержкой, чтобы у людей не было возможности рассчитать примерное время проигрывания сигнала и перехитрить исследователей.

В ходе эксперимента выяснилось, что зрачки людей действительно реагировали на возникновение звуков. В частности, изменения в глазах происходили через 250 миллисекунд после проигрывания сигнала. По мнению исследователей, таким образом доктора могут обнаруживать проблемы со слухом так же эффективно, как и при аудиометрии. Только при использовании нового метода от пациентов не требуется нажимать на какие-либо кнопки — доктора могут заметить отклик прямо в их глазах. Если при воспроизведении звука зрачки ребенка или взрослого человека не расширяются, значит он попросту его не слышит и у него есть проблемы со слухом.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

На данный момент исследователи обсуждают эффективность их метода с психологами и педиатрами. В скором времени они намерены провести эксперимент заново с большим количеством людей, среди которых также будут младенцы. Если все пройдет успешно, то в будущем доктора смогут быстрее выявлять проблемы со слухом у маленьких детей и помочь им избежать осложнений. Было бы хорошо, если метод докажет свою эффективность — есть надежда, что число глухих людей в будущем значительно сократится.

Если честно, уже даже немного надоело начинать статьи со слов о коронавирусе, но он не дает нам расслабиться и стал главным ньюсмейкером начала этого десятилетия. Вот и сейчас новость будет касаться того, как китайские ученые приближают появление вакцины от этого недуга. Учитывая все, что творится в мире, хочется как можно скорее со всем этим покончить […]

Читать еще:  Аугментин доза для детей

Кто бы не хотел заполучить таблетку, приняв которую, можно было бы сделать себе супер память? Да, почти как в фильме «Области тьмы». Но пока таких разработок нет (или нам просто о них не говорят), люди пытаются «прокачать» свой мозг народными способами — тренировками и правильными продуктами питания. Хотя мало кто задумывается о том, что он […]

На протяжении нескольких месяцев ученые многих стран мира, в том числе российские, пытаются создать эффективную вакцину от коронавируса. И вот их труды наконец дали первые плоды: ученые из сразу двух стран смогли выделить в лабораторных условиях антитела, которые могут нейтрализовать вирус SARS-CoV-2. 4 мая о своих успехах сообщили биологи из Нидерландов, а сегодня создать антитела […]

Что такое острота слуха?

1.Пороги слухового ощущения
2. Слуховая адаптация и слуховое утомление.Звуковая травма

3. Маскировка звука
4. Бинауральный слух

1. Пороги слухового ощу­щения.

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствитель­ностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызывающие ничтожно малые (не превышающие диаметра мо­лекулы водорода) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000, по мере же пони­жения и повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в обла­сти самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наиболь­шая острота слуха наблюдается в возрасте 15—20 лет, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 гц, от 40 до 60 лет — в области 2000 гц, а старше 60 лет — в области 1000 гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слухового ощу­щения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем выше чувствитель­ность уха к данному звуку. В обла­сти средних частот (от 1000 до 3000 гц) пороги слухового воспри­ятия оказываются наиболее низкими, а в области низких и высо­ких частот пороги повышаются.

При нормальном слухе величина порога слухового ощущения равна 0 дб. Нуль децибел означает не отсутствие звука (не «нуль звука»), а нулевой уровень, т. е. уро­вень отсчета при измерении интенсивности воспринимаемых зву­ков, и соответствует пороговой интенсивности при нормальном слухе.

Нулевым уровнем силы звука принято считать величину дав­ления, соответствующего порогу слухового ощущения при нор­мальном слухе для тона в 1000 гц..

При увеличении силы звука ощущение громкости звука уси­ливается, но при достижении силы звука определенной величины нарастание громкости прекращается и появляется ощущение да­вления или даже боли в ухе. Сила звука, при которой появляется ощущение давления или боли, называется порогом непри­ятного ощущения или порогом дискомфорта.

Расстояние между порогом слухового ощущения и порогом дискомфорта оказывается наибольшим в области средних частот (1000—3000 гц) и достигает здесь 130 дб.

Область слухового восприятия у нормально слышащего человека ограничена по частоте и по силе звука. По частоте эта область охватывает диапазон от 16 до 20000 гц (частотный диапазон слуха), а по силе — 130 дб (дина­мический диапазон слуха).

Принято считать, что область речи, т. е. частотный и динами­ческий диапазон, необходимый для восприятия звуков речи, зани­мает лишь небольшую часть всей области слухового восприятия, а именно по частоте от 500 до 3000 гц и по силе от 50 до 90 дб над порогом слышимости. Такое ограничение области речи по ча­стоте и интенсивности может быть принято лишь весьма условно, так как оно оказывается действительным только в отно­шении наиболее важной для понимания речи области восприни­маемых звуков, но далеко не охватывает всех звуков, входящих в состав речи.

Целый ряд звуков речи, как например соглас­ные [с], [з], [ц], содержит форманты, лежащие значительно выше 3000 гц, а именно до 8600 гц. Что касается динамического диапа­зона, то нужно учитывать, что уровень интенсивности тихого ше­пота равен 10—15 дб и что даже в громкой речи имеются такие составные элементы, интенсивность которых не превышает уров­ня обычной шепотной речи, т. е. 25 дб; к числу таких элементов относятся, например, некоторые глухие согласные. Следователь­но, для полноценного различения на слух всех звуков речи необ­ходима сохранность всей или почти всей области слухового вос­приятия, как в отношении частоты, так и в отношении интенсив­ности звука.

Рис. 3. Область слухового восприятия.

На рисунке 3 представлена область звуков, воспринимаемых нормальным ухом человека. Верхняя кривая изображает порог слышимости звуков различной частоты, нижняя кривая — порог неприятного ощущения. Между этими кривыми располагается область слухового восприятия, т. е. весь диапазон слышимых че­ловеком звуков. Заштрихованные части диаграммы обозначают об­ласть наиболее часто встречающихся звуков музыки и речи.

На рисунке 4 представлена сравнительная характеристика громкости и высоты окружающих нас звуков.

Рис.4 Сравнение громкости и высоты окружающих нас звуков.

2. Слуховая адаптация и слуховое утомление. Звуковая травма.

При воздействии звуковых раздражений происходит временное понижение чувствительности органа слуха. Так, например, выйдя на шумную улицу, человек, обладающий нормальным слухом, ощущает шум улицы как очень громкий, соответственно его дей­ствительной интенсивности. Однако через некоторое время улич­ный шум ощущается уже как значительно менее громкий, хотя фактически интенсивность шума не изменяется. Это снижение ощущения громкости является следствием понижения чувстви­тельности слухового анализатора в результате воздействия силь­ного звукового раздражителя. После прекращения воздействия шума, когда, например, человек входит с шумной улицы в тихое помещение, чувствительность слухового органа быстро восста­навливается, и, выйдя вновь на улицу, человек опять будет ощу­щать уличный шум как очень громкий. Такое временное сниже­ние чувствительности получило название адаптации (от лат. adaptare — приспособлять). Адаптация является защитно-при­способительной реакцией организма, предохраняющей нервные элементы слухового анализатора от истощения под воздействием сильного раздражителя. Понижение слуховой чувствительности при адаптации очень кратковременно. После прекращения звуко­вого раздражения чувствительность органа слуха восстанавливается через несколько секунд.

Изменение чувствительности в процессе адаптации происхо­дит как в периферическом, так и в центральном конце слухового анализатора. При воздействии звука на одно ухо чувствительность изменяется в обоих ушах.

При интенсивном и длительном (например, в течение несколь­ких часов) раздражении слухового анализатора наступает слу­ховое утомление. Оно характеризуется резким понижением слу­ховой чувствительности, которая восстанавливается лишь после более или менее продолжительного отдыха. Если при адаптации чувствительность восстанавливается в течение нескольких секунд, то для восстановления чувствительности при утомлении слухово­го анализатора требуется время, измеряемое часами, а иногда и сутками. При частом и длительном (в течение нескольких меся­цев или лет) перераздражении слухового анализатора в нем мо­гут возникнуть необратимые патологические изменения, приво­дящие к стойкому нарушению слуха (шумовое поражение слухо­вого органа).

При очень большой мощности звука, даже при кратковремен­ном его воздействии, может возникнуть звуковая травма, сопро­вождающаяся иногда нарушением анатомической структуры среднего и внутреннего уха.

3. Маскировка звука.

Если какой-либо звук воспринимается на фоне действия другого звука, то первый звук ощущается ме­нее громким, чем в тишине; он как бы заглушается другим звуком.

Так, например, в шумном цехе, в поезде метро отмечается значительное ухудшение восприятия речи, а некоторые слабые звуки в условиях шумового фона совсем не воспринимаются.

Это явление носит название маскировки звука. Для звуков разной высоты маскировка выражена неодинаково. Высокие зву­ки сильно маскируются низкими и, наоборот, сами оказывают очень небольшое маскирующее действие на низкие звуки. Наибо­лее сильно выражено маскирующее влияние звуков, близких по высоте к маскируемому звуку. На практике приходится часто иметь дело с маскирующим действием различных шумов. Так, например, шум городской улицы оказывает заглушающее (маскирующее) действие, достигающее днем 50—60 дб.

4. Бинауральный слух.

Наличие двух ушей обусловливает спо­собность определять направление источника звука. Эта способ­ность получила название бинаурального (двуушного) слу­ха, или ототопики (от греч. otos — ухо и topos — место).

Глухие на одно ухо после некоторой тре­нировки научаются определять направление звука.

Читать еще:  Что такое Анамнез?

Слуховой анализатор обладает способностью не только раз­личать направление звука, но и определять местоположение его источника, т. е. оценивать расстояние, на котором находится источник звука.

Бинауральный слух дает также возможность воспринимать сложные звуковые комплексы, когда звук приходит одновремен­но с разных сторон, и определять при этом положение источников звука в пространстве (стереофония).

Портал о слухе

Пишем о проблемах слуха и их лечении

04 августа 2015 , Надежда Поминова

Как расшифровать аудиограмму — подробное руководство от врача

Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук.

Краткое изложение

Статья получилось большой и подробной — чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, надо сначала познакомиться с основными терминами аудиометрии и разобрать примеры. Если у вас нет времени долго читать и разбираться в деталях, в карточке ниже — краткое изложение статьи.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Она помогает диагностировать нарушения слуха. На аудиограмме две оси: горизонтальная — частота (количество звуковых колебаний в секунду, выражается в герцах) и вертикальная — интенсивность звука (относительная величина, выражается в децибелах). На аудиограмме отмечается костная проводимость (звук, который в виде вибраций доходит до внутреннего уха через кости черепа) и воздушная проводимость (звук, который достигает внутреннего уха обычным путём — через наружное и среднее ухо).

При аудиометрии пациенту подают сигнал разной частоты и интенсивности и отмечают точками величину минимального звука, который слышат пациент. Каждая точка показывает минимальную интенсивность звука, при которой пациент слышит на конкретной частоте. Соединив точки, получаем график, а точнее, два — один для костного звукопроведения, другой — для воздушного.

Норма слуха — когда графики лежат в диапазоне от 0 до 25 дБ. Разница между графиком костного и воздушного звукопроведения называется костно-воздушным интервалом. Если график костного звукопроведения в норме, а график воздушного лежит ниже нормы (присутстувет костно-воздушный интервал), это показатель кондуктивной тугоухости. Если график костного звукопроведения повторяет график воздушного, и оба лежат ниже нормального диапазона, это говорит о сенсоневральной тугоухости. Если чётко определяется костно-воздушный интервал, и при этом оба графика показывают нарушения, значит, тугоухость смешанная.

Основные понятия аудиометрии

Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.

У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.

Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.

Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.

Аудиометрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.

Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая. На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения , так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов

Как строится график аудиограммы

Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).

Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).

Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.

Бланк аудиограммы

На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3. Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0—0—0), а левое — крестом (х—х—х)). Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.

По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ. По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) , могут быть некоторые вариации. На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.

Как расшифровать аудиограмму

При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.

Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.

Аудиограммы (графики) могут быть восходящими (чаще всего при кондуктивной тугоухости), нисходящими (чаще при сенсоневральной тугоухости), горизонтальными (плоскими), а также иной конфигурации. Пространство между графиком костной проводимости и графиком воздушной — это костно-воздушный интервал. По нему определяют, с каким видом тугоухости мы имеем дело: нейросенсорной, кондуктивной или смешанной.

Если график аудиограммы лежит в диапазоне от 0 до 25 дБ по всем исследуемым частотам, то считается, что у человека нормальный слух. Если график аудиограммы спускается ниже, то это патология. Тяжесть патологии определяется степенью тугоухости. Существуют различные расчёты степени тугоухости. Однако наиболее широкое распространение получила международная классификация тугоухости, по которой рассчитывается среднеарифметическая потеря слуха на 4 основных частотах (наиболее важных для восприятия речи): 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц и 4000 Гц.

1 степень тугоухости — нарушение в пределах 26−40 дБ,
2 степень — нарушение в диапазоне 41−55 дБ,
3 степень — нарушение 56−70 дБ,
4 степень — 71−90 дБ и свыше 91 дБ — зона глухоты.

1 степень определяется как лёгкая, 2 — среднетяжёлая, 3 и 4 — тяжёлая, а глухота — крайне тяжёлая.

Если костное звукопроведение в норме (0−25дБ), а воздушное проведение нарушено, это показатель кондуктивной тугоухости . В случаях, когда нарушено и костное, и воздушное звукопроведение, но есть костно-воздушный интервал, у пациента смешанный тип тугоухости (нарушения и в среднем и во внутреннем ухе). Если костное звукопроведение повторяет воздушное, то это сенсоневральная тугоухость . Однако при определении костной звукопроводимости необходимо помнить, что низкие частоты (125Гц, 250Гц) дают эффект вибрации и исследуемый может принимать это ощущение за слуховое. Поэтому нужно критически относиться к костно-воздушному интервалу на данных частотах, особенно при тяжёлых степенях тугоухости (3−4 степени и глухоте).

Кондуктивная тугоухость редко бывает тяжелой степени, чаще 1−2 степень тугоухости. Исключения составляют хронические воспалительные заболевания среднего уха, после хирургических вмешательствах на среднем ухе , врожденные аномалии развития наружного и среднего уха (микроотии, атрезии наружных слуховых проходов ), а также при отосклерозе.

Рисунок 1 — пример нормальной аудиограммы: воздушная и костная проводимость в пределах 25 дБ во всём диапазоне исследуемых частот с обеих сторон.

На рисунках 2 и 3 представлены типичные примеры кондуктивной тугоухости: костное звукопроведение в пределах нормы (0−25дБ), а воздушное нарушено, имеется костно-воздушный интервал.

Читать еще:  Чайный гриб и его полезные свойства

Рис. 2. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Чтобы рассчитать степень тугоухости, складываем 4 величины — интенсивность звука на 500, 1000, 2000 и 4000 Гц и делим на 4, чтобы получить среднее арифметическое. Получаем справа: на 500Гц — 40дБ, 1000Гц — 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 45дБ, в сумме — 165 дБ. Делим на 4, равно 41,25 дБ. Согласно международной классификации, это 2 степень тугоухости. Определяем тугоухость слева: 500Гц — 40дБ, 1000Гц —— 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 30дБ = 150, разделив на 4, получаем 37,5 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. По данной аудиограмме можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость справа 2 степени, слева 1 степени.

Рис. 3. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Аналогичную операцию выполняем для рисунка 3. Степень тугоухости справа: 40+40+30+20=130; 130_4=32,5, 1 степень тугоухости. Слева соответственно: 45+45+40+20=150; 150_4=37,5, что также является 1 степенью. Таким образом, можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость 1 степени.

Примерами сенсоневральной тугоухости являются рисунки 4 и 5. На них видно, что костная проводимость повторяет воздушную. При этом на рисунке 4 слух на правом ухе в норме (в пределах 25 дБ), а слева имеется сенсоневральная тугоухость, с преимущественным поражением высоких частот.

Рис. 4. Аудиограмма пациента с сенсоневральной тугоухостью слева, правое ухо в норме.

Степень тугоухости рассчитываем для левого уха: 20+30+40+55=145; 145_4=36,25, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: левосторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени.

Рис. 5. Аудиограмма пациента с двусторонней сенсоневральной тугоухостью.

Для данной аудиограммы показательным является отсутствие костного проведения слева. Это объясняется ограниченностью приборов (максимальная интенсивность костного вибратора 45−70 дБ). Рассчитываем степень тугоухости: справа: 20+25+40+50=135; 135_4=33,75, что соответствует 1 степени тугоухости; слева — 90+90+95+100=375; 375_4=93,75, что соответствует глухоте. Заключение: двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 1 степени, слева глухота.

Аудиограмма при смешанной тугоухости отображена на рисунке 6.

Рисунок 6. Имеются нарушения как воздушного, так и костного звукопроведения. Чётко определяется костно-воздушный интервал.

Степень тугоухости рассчитываем согласно международной классификации, которая составляет для правого уха среднеарифметическое значение 31,25дБ, а для левого — 36,25дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: двусторонняя тугоухость 1 степени по смешанному типу.

Сделали аудиограмму. Что потом?

В заключении следует отметить, что аудиометрия не является единственным методом исследования слуха. Как правило, для установления окончательного диагноза необходимо комплексное аудиологическое исследование, которое помимо аудиометрии включает акустическую импедансометрию, отоакустическую эмиссию, слуховые вызванные потенциалы, исследование слуха при помощи шёпотной и разговорной речи. Также в ряде случаев аудиологическое обследование необходимо дополнять другими методами исследования, а также привлечением специалистов смежных специальностей.

После диагностики слуховых нарушений необходимо решать вопросы лечения, профилактики и реабилитации больных с тугоухостью.

Наиболее перспективно лечение при кондуктивной тугоухости. Выбор направления лечения: медикаментозного, физиотерапевтического или хирургического определяется лечащим врачом. В случае сенсоневральной тугоухости улучшение или восстановление слуха возможно только при острой её форме (при продолжительности тугоухости не более 1 месяца).

В случаях стойкой необратимой потери слуха врач определяет методы реабилитации: слухопротезирование или кохлеарную имплантацию. Такие пациенты должны не реже 2 раз в год наблюдаться у сурдолога, а с целью профилактики дальнейшего прогрессирования тугоухости получать курсы медикаментозного лечения.

Можно ли определить остроту слуха просто смотря человеку в глаза?

По данным Всемирной организации здравоохранения, на данный момент 360 миллионов человек страдают от глухоты. Как правило, проблемы со слухом возникают в раннем детстве и если вовремя обнаружить их в возрасте до одного года, осложнений вполне можно избежать. К сожалению, на данный момент эффективного метода обнаружения ранних стадий глухоты практически нет и проблемы выявляются только когда ребенок становится взрослым. Но знаете ли вы, что выяснить, насколько хорошо ребенок слышит различные звуки, можно просто посмотрев в его глаза? Это кажется невозможным, но ученые из американского штата Орегон доказали это в ходе довольно интересного эксперимента. Открытие может стать основой для создания нового, максимально эффективного теста для проверки остроты слуха.

Людей с нарушениями слуха можно распознать по их глазам

Об открытии ученых из Орегонского университета было рассказано на официальном сайте учебного заведения. До сих пор доктора могли проверить остроту человеческого слуха только при помощи метода под названием аудиометрия. В ходе этого теста от человека требуется нажать на кнопку каждый раз, когда он слышит сигналы с частотой от 250 до 8000 герц. Но такое испытание могут пройти только относительно здоровые люди, а маленькие дети и парализованные взрослые попросту не в состоянии своевременно уведомлять докторов о моменте, когда услышали звук.

Как узнать, что у человека проблемы со слухом?

На создание метода определения остроты слуха, который подходит людям всех возрастов и в любом физическом состоянии, ученых подтолкнуло изучение поведения хищных птиц под названием сипухи. По словам участника исследования по имени Авинаш Сингх Бала, наблюдая за совами они обнаружили, что когда птицы слышат какие-либо звуки, их зрачки заметно расширяются. Им стало интересно — расширяются ли таким же образом человеческие зрачки, когда где-то воспроизводится звук?

На создание нового теста на остроту слуха ученых вдохновили сипухи

Чтобы проверить это, ученые провели небольшой эксперимент с участием 31 добровольца со средним возрастом 24 года. Участников исследования попросили смотреть на определенную точку на экране и нажимать на указанную заранее кнопку в момент, когда они слышат сигнал. Звук воспроизводился с задержкой, чтобы у людей не было возможности рассчитать примерное время проигрывания сигнала и перехитрить исследователей.

В ходе эксперимента выяснилось, что зрачки людей действительно реагировали на возникновение звуков. В частности, изменения в глазах происходили через 250 миллисекунд после проигрывания сигнала. По мнению исследователей, таким образом доктора могут обнаруживать проблемы со слухом так же эффективно, как и при аудиометрии. Только при использовании нового метода от пациентов не требуется нажимать на какие-либо кнопки — доктора могут заметить отклик прямо в их глазах. Если при воспроизведении звука зрачки ребенка или взрослого человека не расширяются, значит он попросту его не слышит и у него есть проблемы со слухом.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

На данный момент исследователи обсуждают эффективность их метода с психологами и педиатрами. В скором времени они намерены провести эксперимент заново с большим количеством людей, среди которых также будут младенцы. Если все пройдет успешно, то в будущем доктора смогут быстрее выявлять проблемы со слухом у маленьких детей и помочь им избежать осложнений. Было бы хорошо, если метод докажет свою эффективность — есть надежда, что число глухих людей в будущем значительно сократится.

Если честно, уже даже немного надоело начинать статьи со слов о коронавирусе, но он не дает нам расслабиться и стал главным ньюсмейкером начала этого десятилетия. Вот и сейчас новость будет касаться того, как китайские ученые приближают появление вакцины от этого недуга. Учитывая все, что творится в мире, хочется как можно скорее со всем этим покончить […]

Кто бы не хотел заполучить таблетку, приняв которую, можно было бы сделать себе супер память? Да, почти как в фильме «Области тьмы». Но пока таких разработок нет (или нам просто о них не говорят), люди пытаются «прокачать» свой мозг народными способами — тренировками и правильными продуктами питания. Хотя мало кто задумывается о том, что он […]

На протяжении нескольких месяцев ученые многих стран мира, в том числе российские, пытаются создать эффективную вакцину от коронавируса. И вот их труды наконец дали первые плоды: ученые из сразу двух стран смогли выделить в лабораторных условиях антитела, которые могут нейтрализовать вирус SARS-CoV-2. 4 мая о своих успехах сообщили биологи из Нидерландов, а сегодня создать антитела […]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector