Классификация физических упражнений
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер мо­гут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целе­направленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуаль­ным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

Следует иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные из них.

1. Классификация физических упражнений по признаку исто­рически сложившихся систем физического воспитания (гимнасти­ка, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические уп­ражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных дви­жений и действий, эффективность которых оценивается избира­тельностью воздействия на строение и функции организма, а так­же правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений; игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разно­образных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой си­туацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (выше прыгнуть, точнее бросить и т. п.); туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходь­бу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природ­ных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления рас­стояния и препятствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортив­ной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней группе могут быть отнесены некоторые физические упражнения первых трех трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые уп­ражнения, спортивные туристические упражнения).

Условность данной классификации видна в различии призна­ков, характеризующих эти группы упражнений. Поэтому, напри­мер, бег, хотя и в различных вариантах, представлен во всех четырех группах. Подобная классификация существует лишь как самая общая ориентировка в характере физических упражнений.

2. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленно­сти их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстано­вительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою оче­редь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выполня­ются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представля­ющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревнова­тельным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий. Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средства­ми общей подготовки спортсмена.

3. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку вы­деляют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

4. Классификация упражнений по преимущественному проявлению опреде­ленных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатиче­ские, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

5. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае уп­ражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, пере­движение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания дис­ка и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представ­ляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторять­ся, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых со­четаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

6. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воз­действию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применя­ется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведе­ния занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

7. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мыш­цы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновре­менно сочетающие оба режима работы мышц.

8. Классификация упражнений по различию участвующих в работе меха­низмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной ра­боты осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бес­кислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанно­го характера.

9. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяют­ся на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, ма­лой или умеренной интенсивности.

| следующая лекция ==>
Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений | Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 9529 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Классификация физических упражнений

– это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. В связи с тем, что теория и практика физ­культурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными.

Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направ­ленности их использования: общеразвивающие, профессионально-прикладные, лечебные, спортивные, восстановительные, рекреационные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой д. дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выпол­няются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представ­ляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей.

Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. Выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и КС, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению оп­ределенных ДУиН: акро­батические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метатель­ные и другие.

Читать еще:  Начальная стадия рака кожи

4. Классификация упражнений по биомеханической структуре движений: циклические, ациклические и смешан­ные.

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп: упражне­ния для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлети­ческой гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др. 6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц: динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удли­няются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе ме­ханизмов энергообеспечения мышечной деятельности:упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существу­ют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах ФК могут происходить по-разному: упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

9. Классификация упражнений по признаку исторически сложившихся систем ФВ: гимнастика, игры, спорт (состязание), туризм.

Помимо указанных классификаций существуют и иные классифика­ции упражнений: по воздействию на различные системы и функции орга­низма, по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партне­ра, с партнером).

Не потеряла своей педагогической ценности классификация физичес­ких упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному», т.е. по признаку сложности физического упражнения. Разделы и основные груп­пы его классификации упражнений следующие:

I раздел — простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнения в мета­нии);

II раздел — сложные упражнения или упражнения с увеличивающим­ся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжи­тельные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряже­ния, упражнения в лазаньи, упражнения в прыганий, упражнения в борьбе);

III раздел — упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование и др.).

Тема «Методы физического воспитания»

Метод– это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действия педагога, целенаправленное применение которое позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающего им двигательных действий, направленное развитие физ. качеств и формирование свойств личности.

Методы ФВ – это способы применения ФУ.

Методический прием – это способ реализации того или иного метода конкретной педагогической ситуации.

-(в узком смысле) это совокупность различных методов, обеспечивающее овладение отдельными умениями.

-(в широком смысле) это совокупность не только методов и приемов, но и форм организации занятий.

Методический подход– это совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор который обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и обучения, воспитания и развития.

Методическое направление – это один из путей в методике обучения двигательных действий или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

Соотношение между данными категориями

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

совершенствовать быстроту двигательной реакции

интегральный аналитический
стимуляция двигательной активности в условиях повышенной эмоциональности избирательное воздействие на моторный компонент реакции в облегчённых условиях выполнения действия
срочной информации игровой соревновательный сенсомоторный повторный
После каждого старта – сообщение участнику времени реакции Эстафеты и игры, включающие реагирование на внезапно появляющиеся сигналы Индивидуальные и групповые старты на лучший результат Выполнение заданий на точность восприятия времени Многократное выполнение старта с использованием тяговых устройств

Общие признаки методов ФВ:

1). Любой метод предполагает осознанную цель без чего не возможна целенаправленная деятельность субъекта. Способ- это технологическая сторона методов.

2). Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность, которая определяется субъектом деятельности.

3). Метод имеет свое предметное содержание, он включает в себя инструмент (средство), необходимых человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальными, практическими и общественными.

4). Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода, человеку надо что-то знать об этом объекте. Объектом и субъектом воздействий при занятии ФУ, является личность учеников или различные сферы личности учеников.

5). В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности, так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих закономерностей выступает, как конструктивный принцип построения определенных технологических приемов и способов действий.

6). Применение методов должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели.

Классификация физических упражнений

Классифицировать физические упражнения – значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением их на группы согласно определённым признакам.

Как средства физического воспитания, физические упражнения классифицируются в соответствии с теми признаками, которые положены в их основу. Так, например, широко распространена классификация физических упражнений по признаку преимущественного воздействия их на развитие физических качеств (Л. П. Матвеев, 1991). Рассмотрим эту классификацию и несколько других классификаций физических упражнений более подробно.

1. Классификация физических упражнений по преимущественному воздействию их на физические качества человека.

По этой классификации физические упражнения подразделяются на четыре группы.

Первая группа – скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, легкоатлетические метания, стартовые ускорения и т. д.).

Вторая группа – циклические упражнения с субмаксимальной, большой и умеренной интенсивностью (средние, длинные и сверхдлинные дистанции). К этой группе относятся: легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, бег на лыжах, на коньках, гребля, велоезда и т. д.).

Третья группа – сложнокоординационные упражнения, требующие проявления, главным образом, координационных способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т. д.).

Четвёртая группа – виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Четвёртая группа подразделяется на две подгруппы:

• Единоборства (все виды борьбы, бокс, фехтование).

В следующей классификации физические упражнения подразделены на группы по особенностям структуры движений.

2. Классификация физических упражнений по структуре движений.

Мышечная работа при выполнении физических упражнений может быть динамической и статической. В одних видах упражнений преобладает первая, в других вторая.

Динамическая работа может быть циклической, ациклической и смешанного характера.

К циклическому виду относятся упражнения, в которых движения одинаковые по структуре, стереотипно повторяются одно за другим. Например: ходьба, бег, велоезда, плавание, гребля и т. д. В ходьбе и беге повторяющимся циклом является двойной шаг.

К ациклическому виду относятся движения, состоящие из отдельных, не похожих друг на друга двигательных актов, выполняемых в определённой последовательности. Например: метания легкоатлетических снарядов, прыжок с места, финты в спортивных играх, комбинации упражнений в спортивной гимнастике и т. д.

В упражнениях со смешанным характером работы в одном упражнении сочетаются движения циклического и ациклического характера. Например: прыжки с разбега в длину и в высоту, бег с барьерами, ведение мяча в спортиграх и следующий за ними финт или другое ациклическое движение.

При статических усилиях работающие мышцы напряжены, а движение в данном суставе отсутствует. Например: поддержание позы, угол в висе на перекладине, гимнастический «мост» и др. Для предотвращения травм можно использовать тейпирование кинезио лентой .

3. Классификация физических упражнений по их относительной мощности. (упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности). Рассмотрим таблицу, в которой дается краткая характеристика вышеназванным зонам относительной мощности, по которым можно сгруппировать упражнения по интенсивности нагрузки.

Читать еще:  Как и зачем принимать мужчине l-carnitine?

Максимальная мощность. Субмаксимальная мощность. Большая мощность. Умеренная мощность. Время выполнения упражнений. От 3-х до 20 секунд. От 20 сек. до 3-х мин. От 3-х до 30 мин. Свыше 30 мин. На примере соревновательного бега. От 10-20 до 200 метров. От 200 м. до 1500 м. От 1,5 – до 10 км. Свыше 10 км. Частота сердечных сокращений (уд/мин.) Не информативна. Свыше 180. 160-180. 140-160. Отношение: О2 потребления к О2 запросу. 1: 10 1: 9; 1: 2 1: 1,8; 5: 6 9:10; 1:1 Кислородный долг (л/мин.) До 20 До 25 10-15 До 4 Концентрация молочной кислоты (миллимоль/литр). 5-8 20 и более. До 8-10 До 4 Зоны интенсивности. 5-я зона – анаэробно-алактатная. 4-я зона – анаэробно-гликолитическая. 3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная. 2-я зона – аэробноразвивающая.

1-я зона – аэробно – восстановительная (фоновые нагрузки: разминка, заминка, восстановительные занятия.

Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым классификационным признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть представлено в разных классификациях.

В историческом масштабе можно выделить естественные и так называемые аналитические упражнения.

К естественным относятся упражнения, которые возникли из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д. Однако существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры. Это так называемые аналитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основных физических качеств, решения специальных педагогических и лечебных задач. К этой группе упражнений относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью такого рода упражнений является их значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

На сегодняшний день в теории физической культуры к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на: общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определённых двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

· К циклическим упражнениям относятся: ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным признаком циклических упражнений является закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

· К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представляет собой законченное действие, повторение которого не вытекает из сути самого действия.

· К смешанным упражнениям относятся: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег с барьерами, метание копья с разбега и т.д. То есть это упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклического характера.

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы влияют те или иные упражнения, выделяют: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.

Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комбинированные.

· Динамические – упражнения, в процессе выполнения которых мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.

· Статические (изометрические) – упражнения, при выполнении которых длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.

· Комбинированные – упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

· Аэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.

· Анаэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном в бескислородных условиях (на клеточном уровне).

· Аэробно-анаэробные – упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как правило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные, например:

– по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);

– по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.);

– по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм и т.д.);

– по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, в группе).

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав

Классификация физических упражнений

Слово «классификация» происходит от латинского слова classis – разряд и facere – делать. Система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. по определенным общим признакам или свойствам.

Слово «классификация» имеет два значения. Одно из них – это распределение каких-либо понятий (объектов, предметов, явлений, действий и др.) по отдельным категориям. Второе – означает систему соподчинения этих понятий, выделенных в категории (отделы, разряды, группы т. п.), и составленную на основе учета имеющихся у них общих признаков и закономерных связей между ними, т.е. наглядно показывающую определенную их иерархию. Классифицируемые категории располагаются (систематизируются) в таком порядке, что объекты, предметы, явления, действия, методы выделяются вначале в более обширные группы (классы) на основании общих признаков, присущих всем, в том числе и расположенным ниже, соподчиненным категориям, а затем – в более мелкие, также соподчиненные группы, с учетом уже их частных признаков. При составлении категорий учитывается один общий признак, присущий классам объектов, но имеющий важное, часто основополагающее значение в спорте. Такая система соподчинения выделенных категорий обычно представляется в виде схемы (классификации) и используется как наглядное средство установления связей между классифицируемыми понятиями.

Один из основоположников теории физического воспитания А.Д. Новиков считал что общая систематика физических упражнений должна быть единой для всех звеньев системы физвоспитания в противном случае она теряет свое научно практическое значение.

Систематика физических упражнений как важнейшее условие их педагогического использования является одним из главных элементов системы физического воспитания.

Классификация физических упражнении в любом виде спорта играет существенную роль в определении объективности получаемой организмом спортсмена нагрузки по объему и интенсивности в ходе тренировочного процесса.

Наиболее распространенные классификации физических упражнений

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования, по их назначению в подготовке и демонстрации достижений, предусматриваемых этапными целями, реализуемыми в процессе физического воспитания. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Есть смысл различать подготовительные и целевые (или, точнее, этапно-целевые) упражнения. Последние (целевые) представляют собой упражнения, при выполнении которых в процессе физического воспитания поэтапно выявляют определенные достижения, соответствующие программным целям, реализуемым в итоге того или иного этапа. Часто такими являются спортивно-соревновательные упражнения. Но не только они и далеко не всегда.

Определенные этапные достижения по ходу физического воспитания демонстрируют и в унифицированных программно-нормативных, и в тестирующих, и в контрольных, и в иных упражнениях, становящихся предметом совершенствования и потому приобретающих значение условно целевых. Что же касается подготовительных упражнений, то они, как подсказывает уже их название, являются средствами подготовки к достижениям, демонстрируемым в этапно-целевых упражнениях.

Комплекс подготовительных упражнений подразделяется на группы общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. Первые отличаются от целевых структурно, а часто и по проявляемым физическим способностям, но тем не менее могут способствовать продвижению к целевым достижениям (в частности, благодаря так называемому косвенному положительному «переносу» двигательных умений, навыков и особенно путем содействия росту общей тренированности). Специально-подготовительные же упражнения в той или иной мере подобны целевым упражнениям, совпадают с ними в определенных фрагментах или воспроизводят в целом их характерные черты. Вместе с тем специально-подготовительные упражнения имеют и определенные отличия от целевых упражнений, вытекающие из необходимости постепенно и эффективно воздействовать на формирование и совершенствование двигательных навыков и на развитие физических качеств, определяющих достижения в целевых упражнениях. Специально-подготовительные упражнения, которые имеют черты, возможно близко подобные тем, какие будут характерны для целевых упражнений, рассчитанных на новое достижение, логично называть «модельно-целевыми» упражнениями, поскольку в изложенном смысле они моделируют целевые упражнения (подробнее о них будет сказано в последующих главах).

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий.

Общеподготовительные упражнения – это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подготовки спортсмена.

2. Одной из широко распространенных и практически оправданных в настоящее время является классификация физических упражнений по тем требованиям, которые они преимущественно предъявляют к физическим качествам человека, и по некоторым дополнительным признакам. Соответственно выделяют:

1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью, или мощностью, усилий (спринтерский бег, метания, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

2) виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля на соответствующие дистанции и т.п.);

3) виды упражнений, требующие проявления главным образом координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т.п.);

4) виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий (борьба, бокс, фехтование, спортивные игры и т.д.).

По этому признаку выделяют упражнения для развития сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания диска и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой или умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и пр.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).

Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному». Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:

I раздел – простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, на месте, метания);

II раздел – сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением (упражнения с отягощением, усложненные, продолжительные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазаньи, упражнения в прыгании, упражнения в борьбе);

III раздел – упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование).

Классификация П.Ф. Лесгафта характеризует одну сторону физических упражнений – их сложность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. I.2.2) Классификация юридических норм.
  2. II. Классификация документов
  3. II. Сущность и классификация источников и методов финансирования.
  4. II.3.2) Классификация законов.
  5. II.4. Классификация нефтей и газов по их химическим и физическим свойствам
  6. IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
  7. RКлассификация ишемической болезни сердца.
  8. V 1: Определение и классификация
  9. VII.1.1) Классификация вещей.
  10. VII.4.1) Сервитуты: понятие и классификация.