Методика исследования костно-мышечной системы у детей
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Методика исследования костно-мышечной системы у детей

Методика исследования костно-мышечной системы у детей

ЛЕКЦИЯ № 7. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы и семиотика поражений

1. Анатомо-физиологические особенности костной системы

Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития. Костная ткань является очень чувствительной к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к нарушениям питания, двигательного режима ребенка, состояния мышечного тонуса и др.

Твердость кости зависит от степени замещения хрящевой ткани остеоидной и степенью ее минерализации. Особенностью детского скелета является относительно большая толщина и функциональная активность надкостницы, за счет которой идут процессы новообразования костной ткани при поперечном росте костей.

Череп к моменту рождения ребенка представлен большим числом костей. Стреловидный, венечный и затылочный швы открыты и начинают закрываться только с 3—4-месячного возраста. У доношенных детей боковые роднички обычно закрыты.

Задний, или малый, родничок, расположенный на уровне затылочных углов теменных костей, открыт у 25 % новорожденных и закрывается не позднее 4—8-й недели после рождения. Передний, или большой, родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов, может иметь различные размеры. При измерении по расстоянию между средними точками противостоящих краев они составляют от 3 х 3 см до 1,5 х 2 см. В норме закрытие большого родничка происходит к 1–1,5 годам, однако в последние годы оно нередко наблюдается к 9—10 месяцам.

Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6–7 месяцев жизни, когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно он закрепляется только в 6–7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9—12 месяцев, окончательно формируется в школьные годы.

Грудная клетка новорожденного широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, опускаются передние концы ребер, интенсивно растет поперечный диаметр.

Кости таза относительно малы у детей раннего возраста. Форма таза напоминает воронку. Рост костей таза относительно интенсивно происходит до 6 лет. С 6 до 12 лет имеет место относительная стабилизация размера таза, а в последующем у девочек – наиболее интенсивное его развитие, у юношей – умеренный рост.

Молочные зубы прорезываются после рождения в определенной последовательности. Период сохранения молочных и появления постоянных зубов носит название периода сменного прикуса. При смене молочных зубов постоянными после выпадения молочного зуба и до прорезывания постоянного проходит обычно 3–4 месяца.

2. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей

Масса мышц по отношению к массе тела у детей значительно меньше, чем у взрослых. Распределение мышечной ткани у новорожденного отличается от детей других возрастных групп и взрослых. Основная ее масса приходится на мышцы туловища, в то время как в другие периоды – на мышцы конечностей.

Особенностью новорожденных является значительное преобладание тонуса мышц-сгибателей. Благодаря повышению тонуса сгибателей во внутриутробном периоде возникает специфическая поза плода.

Параллельно с развитием мышечных волокон идет формирование соединительнотканного каркаса мышц (эндомизия и перимизия), которое достигают окончательной степени дифференцировки к 8—10 годам.

У новорожденных (в отличие от взрослых) даже во время сна мышцы не расслабляются. Постоянная активность скелетных мышц определяется, с одной стороны, их участием в реакциях сократительного термогенеза (теплопродукции), а с другой – участием этой активности и мышечного тонуса в анаболических процессах растущего организма (прежде всего – в стимуляции развития самой мышечной ткани).

Развитие мышц у детей идет неравномерно. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. До 6 лет тонкая работа пальцами детям не удается. В возрасте 6–7 лет ребенок может уже успешно заниматься такими работами, как плетение, лепка и др. В этом возрасте возможно постепенное обучение детей письму. Однако упражнения в письме должны быть кратковременными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук.

С 8–9 лет у детей уже укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц. В конце периода полового созревания идет прирост мышц не только рук, но и мышц спины, плечевого пояса и ног.

После 15 лет интенсивно развиваются и мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация мелких движений.

Для нормального развития мышц у детей и подростков необходимы умеренные физические упражнения.

3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования

Поражения костной системы у детей могут быть врожденными и приобретенными.

Из врожденных аномалий наиболее часто наблюдаются врожденный вывих бедра, а также различные пороки развития отдельных частей скелета.

На втором месте стоят врожденные дисплазии скелета, при которых имеются аномалии формирования самих тканей опорно-двигательного аппарата. Они делятся на хондро– и остеодисплазии и проявляются различными деформациями скелета, возникающими в процессе роста ребенка. Приобретенные заболевания костей в раннем возрасте представлены главным образом рахитом, при котором наблюдаются размягчение костей (остеомаляция), дугообразные искривления костей в виде буквы О или Х, а также рахитическая гидроцефалия. Среди приобретенных заболеваний костей нередки остеомиелиты. У детей школьного возраста (10–14 лет) регистрируется самая высокая частота травматических поражений костной ткани – переломов костей. У детей встречаются и опухоли костей, частота возникновения которых увеличивается в те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное вытяжение.

Заболевания суставов у детей представлены травматическими и инфекционными артритами, при которых отмечаются боли в суставах и ограничение подвижности, а также деформация сустава за счет накопления экссудата в его полости и суставной сумке.

Методика исследования костной системы заключается в осмотре, при котором выявляют изменения конфигурации, ограничение подвижности, наличие боли, симметричность поражения костей и суставов; также можно увидеть изменения формы головы (макроцефалию, микроцефалию), грудной клетки (куриную, воронкообразную грудь), позвоночника (лордоз, кифоз, сколиоз), изменения со стороны зубов (это соотношение молочных и постоянных зубов, их форма, направление роста, целостность и цвет эмали) и т. д. При осмотре нижних конечностей у грудных детей особое внимание следует обратить на симметричность ягодичных складок, укорочение конечностей, у старших детей – на рахитическое искривление конечностей и плоскостопие.

При пальпации костей и суставов можно обнаружить патологическое размягчение костей, которое свойственно рахиту, утолщение ребер (рахитические четки), отечность, болезненность суставов.

По показаниям проводят рентгенологическое исследование костей. Для диагностики заболеваний костной системы прибегают к биохимическому исследованию крови (на кальций, фосфор, щелочную фосфатазу, оксипролин).

Исследование мышечной системы начинают с осмотра, который позволяет выявить степень развития мышечной массы, асимметрию и т. д. Важнейшими показателями состояния мышечной системы являются тонус, сила и двигательная активность. В первые месяцы и годы жизни по стойкому снижению мышечного тонуса и связанному с этим нарушению моторики ребенка выявляются врожденные заболевания мышц, нейро-мышечных синапсов и передних рогов спинного мозга (миопатии, миотонии). Среди инструментальных методов исследования мышечной системы используются определение механической и электрической возбудимости, миография.

Клинико-электромиографические исследования дают возможность выявить субклинические проявления двигательных нарушений, помогают уточнить локализацию процесса, дифференцировать двигательные нарушения, обусловленные поражением центральной или периферической нервной системы или мышечного аппарата.

Хронаксиметрия – метод определения минимального промежутка времени от нанесения электрораздражения до сокращения мышц. Этим методом можно выявить повышенную мышечную возбудимость.

При врожденных заболеваниях мышечной системы определяют уровень аминокислот в крови и моче и исследуют биоптаты мышц.

Методика исследования костно-мышечной системы у детей

1. При обследовании детей необходимо изучить данные анамнеза, имеющие значение для развития костно-мышечной системы, статики и моторики (состояние здоровья матери во время беременности, характер ее питания, состояние здоровья ребенка, его вскармливания и режим воспитания); а также характерные жалобы (боль в костях, мышцах и суставах, изменение конфигурации, ограничение подвижности суставов и т.д.).

Читать еще:  Мазня перед месячными

2. При осмотре обратить внимание на следующие моменты: изменение размеров и формы головы (микро- и макроцефалия, башнеобразный, сидницеподибний, седловидный череп, скафоцефалия, оксицефалия, уплощение затылка) развитие верхней и нижней челюсти, особенности прикуса, количество зубов, их характер (молочные, постоянные); форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая, плоская) и изменения ее (гаррисонова борозда, килевидным, воронкообразная, бочкообразному грудная клетка, сердечный горб, уплощение одной половины или одностороннее выпячивание грудной клетки); форма позвоночника (наличие патологического кифоза, лордоза, сколиотических искажений) и таза ребенка (плоскорахитичний таз); конфигурация конечностей (акромегалия, брахидактилия, адактилия, афалангия и др.); форма суставов (отек, деформация), подвижность в них и состояние кожи и прилегающих тканей (наличие высыпаний, узловых образований и т.п.); трофика мышц (слабый, средний и хороший степень их развития; атрофия, гипотрофия, гипертрофия), состояние тонуса мышц (гипотонусе, гипертонус).

3. С помощью пальпации костно-мышечной системы определяют плотность костей черепа, состояние швов и родничков (краниотабес, податливость краев родничка, размеры родничков) наличие переломов и деформаций; признаки гиперплазии остеоидного ткани (рахитические “четки”, “браслеты”, “нити жемчуга”) температуру кожи над суставами, боль в костях, мышцах и суставах; силу и тонус мышц, наличие уплотнений в них.

4. Определение трофики и силы мышц. Трофику мышц, которая характеризует уровень обменных процессов, оценивают по степени и симметричностью развития отдельных групп мышц. Оценку проводят в состоянии покоя и при напряжении мышц. Различают три степени развития мышц: слабый, средний и хороший. При слабой степени развития мышцы туловища и конечностей в состоянии покоя оказываются недостаточно, при напряжении их объем изменяется достаточно мало, нижняя часть живота свисает, нижние углы лопаток отстают от грудной клетки. При средней степени развития масса мышц туловища в состоянии покоя выражена умеренно, а конечностей – хорошо, при напряжении мышц изменяется их форма и объем. При хорошем степени развития г. мышцы туловища и конечностей развиты хорошо, а при напряжении наблюдается отчетливое увеличение рельефа мышц.

Оценку силы мышц у детей проводят по специальной шкале по пятибалльной системе: 0 баллов – отсутствие движений; 1 – активные движения отсутствуют, но пальпаторно определяется напряжение мышц; 2 – пассивные движения возможны при преодолении незначительного сопротивления; 4 – пассивные движения возможны при преодолении умеренного сопротивления; 5 – сила мышц в пределах нормы.

5. Дополнительные методы исследования: а) определение содержания кальция, фосфора, щелочной фосфатазы в сыворотке крови; б) рентгенологическое исследование костей; в) электромиография; г) хронаксиметрия; д) динамометрия у детей старшего возраста; е) биопсия мышц; ж) денситометрия.

Признаки гиперплазии остеоидного ткани

К признакам гиперплазии остеоидного ткани принадлежат реберные “четки”, “браслеты”, “нити жемчуга”, увеличение лобных, теменных, затылочных бугров, “куриная грудь”, квадратная голова.

Признаки остеомаляции

К признакам остеомаляции остеоидного ткани относят краниотабес (смягчение височной, затылочной костей), уплощение затылка, Гаррисонова борозду, Х-образные и О-образные голени.

Нормальный уровень кальция и фосфора в сыворотке крови (В. Доскин, 1997)

Кальций общий – 2,5-2,87 ммоль / л.

Кальций ионизированный – 1,25-1,37 ммоль / л.

Фосфор неорганический – 0,65-1,62 ммоль / л.

Симптомы артрита

К симптомов артрита относятся припухлость, болезненность, отек кожи и тканей, прилегающих к суставам, ограничение подвижности в суставах и объема активных движений.

Виды нарушения тонуса мышц

Гипотония – снижение тонуса мышц (при рахите, гипотрофии, хореи, болезни Дауна, гипотиреозе, спинальной мышечной атрофии, периферической форме паралича).

Гипертония – повышение тонуса мышц (у здорового ребенка первых 3-4 мес жизни, при центральной форме паралича, менингите, столбняка).

Виды нарушения трофики мышц

Атрофия – крайняя степень слабого развития и недоразвитие (простая форма) или перерождения (дегенеративное форма) мышц.

Простая форма имеет место при церебральном параличе, заболеваниях мышц (прогрессивная мышечная дистрофия, врожденная миодистрофия) и суставов (ювенильный ревматоидный артрит, туберкулезный коксит). Дегенеративное форма возникает при периферических параличах, полиомиелите и др.

Гипертрофия – это утолщение и увеличение массы мышц. Чаще определяется у детей, которые занимаются спортом, физическим трудом. При псевдогипертрофии отложения жира симулирует картину успешного развития мышц.

1. В каком возрасте происходит закрытие большого родничка у здорового ребенка?

2. Какую форму имеет грудная клетка новорожденного ребенка?

3. Какой из перечисленных симптомов является признаком рахита?

A. Щаблеподибни голени.

Б. Отсутствие физиологических изгибов позвоночника.

B. Закрытое малый родничок.

4. Какой из признаков свидетельствует о наличии гиперплазии остеоидного ткани?

Б. Квадратная голова.

B. О-образные голени.

Г. Уплощение затылке.

5. Какой симптом является признаком остеомаляции?

B. Гаррисонова борозда.

Г. Увеличение лобных бугров.

6. Для детей какого возраста плоскостопие является физиологическим состоянием?

Б. Первые 2-3 лет жизни.

7. В каком возрасте формируется физиологический грудной кифоз у ребенка?

8. До какого возраста у детей содержится гипертонус мышц – сгибателей верхних конечностей?

9. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей на нижних конечностях?

10. Какой из дополнительных методов используют для исследования мышечной системы?

Ответы: 1 – Г; 2 – Б; 3 – Г; 4-Б; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – Б; 9 – В; 10 – Г.

Костная система у детей – исследования, осмотр, пальпация

Костная система у детей – исследования

Методика исследования костной системы у детей

При заболеваниях костной системы и суставов наиболее часто дети предъявляют жалобы на боли в костях и суставах, деформацию костей или суставов, ограничение подвижности.

При болевом синдроме следует уточнить локализацию боли (кости, суставы), остроту (острая или тупая), интенсивность, характер (тянущая, ноющая, пульсирующая и т.д.), длительность и время появления (постоянная, периодическая, утренняя, в конце дня, ночная), провоцирующие факторы (ходьба, движения в суставах, поднятие тяжестей и др.).

При деформациях костей или суставов необходимо уточнить давность их появления.

При сборе анамнеза следует оценить отягощённость семейного анамнеза по заболеваниям костной системы и суставов, ревматическим и инфекционным заболеваниям; уточнить связь начала заболевания с каким-либо предшествующим воздействием (травмой, инфекционным заболеванием и др.).

Костная система у детей – осмотр

Осмотр костной системы и суставов следует проводить в положении стоя, лёжа и в движении, последовательно сверху вниз: голова, затем туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности.

Осмотр головы у детей

При осмотре головы оценивают следующие параметры:

Форма черепа. У здорового ребёнка она обычно округлая. Вытянутый, продолговатый череп называют башенным. У новорождённых деформация черепа в виде черепицеобразного расположения костей черепа относительно друг друга может быть следствием прохождения головки ребёнка через родовые пути. При увеличении лобных бугров, обусловленном гиперплазией остеоидной ткани (например, при рахите), формируется “олимпийский лоб”, при одновременном увеличении теменных бугров голова при взгляде сверху имеет квадратную форму. Нередко выявляют уплощение и скошенность затылочной кости.

Симметричность (в норме череп симметричный). У новорождённого может быть асимметричное выбухание и тестоватой консистенции припухлость над одной или несколькими костями черепа – родовая опухоль; плотная ограниченная припухлость может быть обусловлена кефалогематомой.

Размеры головы. Уменьшение размеров головы носит название микроцефалии, увеличение – макроцефалии.

Состояние верхней и нижней челюстей, количество и состояние зубов, особенности прикуса. Молочный прикус в норме ортогнатический, постоянный прикус – ортогнатический или прямой.

Осмотр грудной клетки у детей

При осмотре грудной клетки оценивают следующие параметры:

Форму (цилиндрическая, бочкообразная, коническая) и симметричность. Возможны следующие виды деформации грудной клетки: килевидная (“куриная грудь”) с выбуханием грудины, воронкообразная (“грудь сапожника”) с западением грудины. Также отмечают наличие харрисцровой борозды (западение по линии прикрепления диафрагмы) и др.

Читать еще:  Как точно понять, что болит яичник?

Эпигастральный угол позволяет определить конституциональный тип: нормостенический (угол примерно равен 90°), гиперстенический (угол тупой), астенический (угол острый).

Осмотр позвоночника у детей

При осмотре позвоночника обращают внимание на следующие параметры:

Физиологические изгибы и их выраженность (возможно как увеличение, так и уменьшение лордоза или кифоза, формирование горба), наличие боковых изгибов позвоночника (сколиоза), изменение осанки. Форма позвоночника меняется при аномалиях развития скелета, рахите, травме, туберкулёзном поражении позвонков и др. Тугоподвижность позвоночника возникает при ювенильном спондилоартрите.

Симметричность расположения лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц, треугольников талии (асимметрия может свидетельствовать о наличии сколиоза и другой патологии).

Осмотр конечностей у детей

При осмотре конечностей оценивают следующие параметры:

Правильность контуров и симметричность, что позволяет выявить костные деформации, наличие переломов, ложных суставов и др.

Относительную длину (пропорциональность по отношению к туловищу).

Форму: может быть вальгусное (Хобразное) или варусное (Ообразное) искривление нижних конечностей.

Состояние суставов (форму, наличие припухлости, гиперемии и др.). Различают дефигурацию – обратимое изменение, связанное с внутрисуставным выпотом и/или утолщением (воспалением) синовиальной оболочки – и деформацию – стойкое изменение формы сустава, обусловленное пролиферативными и деструктивными процессами, развитием подвывиха, контрактуры, анкилоза сустава.

Осмотр кисти ребенка

Осмотр кисти позволяет обнаружить характерные деформации:

  • “веретенообразную” – при поражении проксимальных межфаланговых суставов;
  • “сосискообразную” – при воспалении преимущественно дистальных межфаланговых суставов, сопровождающиеся гиперемией и отёчностью пальцев.

Изменения в виде “муляжной кисти” – сгибательные контрактуры пальцев, склеродактилия, истончение концевых фаланг пальцев, характерны для склеродермии. Узкие удлинённые кисти с необычайно длинными и тонкими пальцами (арахнодактилия или “паучьи пальцы”) характерны для синдрома Марфана.

При осмотре лучезапястных суставов можно выявить деформацию типа “ласты моржа” со сглаженностью контуров и возможной девиацией кнаружи.

Осмотр стопы ребенка

При осмотре стопы можно отметить уплощение продольного или поперечного её сводов – плоскостопие; до 2 лет плоскостопие считают физиологическим, а у более старших детей – патологическим. “Конская стопа” с подъёмом пятки и опущением переднего отдела стопы развивается вследствие контрактуры ахиллова сухожилия. Возможна вальгусная или варусная деформация стопы.

От состояния позвоночника и суставов нижних конечностей зависит походка больного. При анталгической походке происходит быстрый перенос веса тела с больной ноги на здоровую при наличии боли в нижнем отделе позвоночника, поражении тазобедренного, коленного суставов или стопы. При болезненности в области пятки ребёнок встаёт на носок или на всю стопу, при поражении среднего отдела стопы – на латеральную поверхность, поражение передних отделов стопы сопровождается наклоном вперёд, укорочением шага. “Утиная походка” (в перевалку) может возникать при двустороннем поражении тазобедренных суставов.

Костная система у детей – пальпация

Пальпация костной системы позволяет оценить плотность костной ткани и её цельность, гладкость поверхности костей, выявить болезненность в костях и уточнить её локализацию, оценить состояние суставов.

Пальпация костей у детей

Пальпация головы позволяет судить о плотности костей черепа, состоянии швов и родничков. Можно выявить краниотабес – патологическое размягчение теменных и затылочной костей; определить состояние и размеры большого родничка (измерение производят между средними точками противостоящих краёв).

При пальпации рёбер у здоровых детей ощущается едва заметное утолщение в области перехода костной части в хрящевую. Значительные утолщения (“чётки”) связывают с рахитом, как и утолщения в области эпифизов лучевых и малоберцовых костей (“браслетки”) и фаланг пальцев (“нити жемчуга”).

При пальпации позвоночника болезненность может быть связана с воспалительными или дистрофическими изменениями в позвонках, межпозвонковых дисках, окружающих мышечных тканях. Позвоночник пальпируют для выявления западений или выпячиваний отдельных остистых отростков, что может произойти в результате сплющивания тела позвонка, обусловленного механическими или метаболическими факторами, инфекционным или опухолевым процессом. Аномальное расположение одного позвонка по отношению к смежному свидетельствует о подвывихе или спондилолистезе.

Пальпация суставов у детей

При пальпации суставов выявляют болезненность, повышение местной температуры, скопление избыточного количества жидкости (феномен флюктуации). Величину суставов измеряют сантиметровой лентой на одинаковом уровне у парных суставов и сравнивают показания между собой. Необходимо определить объём пассивных и активных движений в суставах. Ориентировочно функцию суставов костной системы можно оценить, предложив больному выполнить определённые действия:

  • для оценки функции позвоночника следует выполнить наклоны головы вперёд (коснуться подбородком груди) и назад, коснуться ухом плеча, совершить повороты головы в стороны, выполнить наклоны вперёд (коснуться пальцами рук пола), назад, в стороны;
  • височнонижнечелюстной сустав – максимально широко открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, совершить её движения из стороны в сторону;
  • плечевой сустав костной системы – поднять руки над головой, перед собой и по бокам, коснуться кистью противоположной лопатки за спиной, достать кистью противоположное ухо, проведя руку за головой;
  • лучезапястный сустав – сложить ладони и согнуть их под прямым углом к предплечьям, сложить кисти рук тыльной стороной и согнуть их под прямым углом к предплечьям;
  • межфаланговые суставы – сжать кисть в кулак;
  • крупные суставы нижних конечностей – присесть на корточки, сесть на колени, коснувшись при этом ягодицами пяток;
  • тазобедренный сустав – привести колено к груди, развести согнутые в коленях и тазобедренных суставах ноги, выполнить ротационные движения, для определения подвывиха одного или обоих бёдер дополнительно выявляют симптом скольжения – при потягивании за ногу происходит смещение головки бедренной кости относительно таза;
  • коленный сустав – привести пятку к ягодице, выпрямить ногу;
  • голеностопный сустав костной системы – произвести сгибание и разгибание;
  • межфаланговые суставы пальцев ног – произвести сгибание и разгибание. Более точно амплитуду активных и пассивных движений определяют с помощью угломера (гониометра). Наличие боли, мышечного напряжения или ограничения подвижности позволяют заподозрить патологию суставов. Гипермобильность суставов характерна для некоторых дисплазий соединительной ткани.

Дополнительные исследования костной системы

Из дополнительных методов исследования костной системы у детей наиболее часто используют рентгенографию, позволяющую выявить аномалии развития и переломы костей, воспалительные, опухолевые и дегенеративные процессы в костях или суставах, оценить темпы оссификации (костный возраст). В последние годы для оценки состояния костей и суставов стали использовать УЗИ, КТ и МРТ.

Нередко для диагностики заболеваний костной системы прибегают к лабораторным, в частности биохимическим исследованиям. При метаболических заболеваниях костей исследуют концентрации ионов кальция и фосфора в сыворотке крови, а также их выведение с мочой. Активность перемоделирования и резорбции костной ткани отражает активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови, а также концентрация оксипролина в крови и моче.

Для уточнения причин артрита проводят исследование синовиальной жидкости и биопсию синовиальной оболочки сустава. Опухоли костей диагностируют также с помощью биопсии.

Семиотика поражений костной системы и суставов

Поражения костной системы и суставов у детей могут быть связаны с аномалией развития самой костной системы, нарушением функций других систем, участвующих в костеобразовании (эндокринной, почечной) и воздействием внешней среды (травмой, инфекцией, нарушением поступления необходимых микроэлементов).

Методика исследования костно-мышечной системы у детей

Особенности клинических проявлений скелетно-мышечных и ревматических заболеваний у детей:
• Родители часто обращаются к врачу по поводу скелетно-мышечных «нарушений» у ребёнка, которые в большинстве случаев представлены временными отклонениями, возникающими при нормальном росте скелета. Ревматические заболевания у детей наблюдают редко, но в то же время при несвоевременной диагностике они могут привести к тяжёлым отдалённым последствиям.

• Общие симптомы (лихорадку, высыпания, анорексию, головную боль, апатию, общую слабость или боли) наблюдают нередко, обычно они ассоциируются с транзиторными заболеваниями, но могут быть и проявлением хронического воспалительного заболевания.

Читать еще:  Как собирать анализ мочи по Нечипоренко?

• Сочетания клинических проявлений, особенно при возникновении таких кардинальных симптомов, как припухлость периферических суставов, повышают вероятность наличия у ребёнка ревматического заболевания.

Алгоритм обследования скелетно-мышечной системы у детей:

I. Общий осмотр:
• Наблюдают, как ребёнок ходит по комнате, играет, одевается

Основные цели обследования при мышечно-скелетной патологии:
• Выявить общие и неспецифические симптомы: лихорадку, анорексию, отставание в росте, раздражительность, высыпания, слабость, расстройства сна
• Выявить специфические симптомы: боли, ограничение подвижности, припухлость и нестабильность в суставах, слабость мышц, псевдопараличи
• Оценить функциональные возможности (повседневную активность)

Скрининг-обследование направлено на подтверждение наличия заболевания

Детализированное обследование направлено на постановку нозологического диагноза

II. Обследование:
• До начала исследования пассивных движений всегда необходимо оценить активные движения в суставе, чтобы избежать причинения боли пациенту

III. Пациент находится в положении лёжа на спине:
1. Осмотр нижних конечностей:
• Симметричность конечностей
• Размеры конечностей (длина, атрофия мышц, увеличение суставов)
• Кожные покровы (рубцы, цвет, температура, сосудистый рисунок)
• Постуральные деформации (сгибательная, вальгусная)

2. Пальпация нижних конечностей:
• Подошвы ног, места прикреплений сухожилий к костям (для выявления энтезитов)
• Края суставов (метатарзальный тест сжатия, передние отделы голеностопного сустава, медиальные отделы коленного сустава)
• При увеличении сустава выясняют, чем оно обусловлено (костная ткань, мягкие ткани,скопление жидкости)

3. Активные движения нижних конечностей: сгибание пальцев стопы, тыльное сгибание в голеностопном суставе, сгибание в коленном и тазобедренном суставах; отмечают наличие тонких компенсаторных движений

4. Пассивные движения нижних конечностей: оценивают общий объём движений в суставах — отведение и приведение стопы, пассивное разгибание в коленных суставах, внутренняя ротация бедра (нога должна быть согнута в коленном и тазобедренном суставе на 90°); отмечают, нет ли повышенной подвижности (гипермобильность суставов) и компенсаторных движений

IV. Пациент находится в положении сидя:
Верхние конечности:
1. Осмотр: симметричность, размеры, наличие рубцов, атрофии мышц, увеличения суставов, состояние ногтей
2. Пальпация: при увеличении суставов выясняют, чем оно обусловлено, оценивают кожную температуру
3. Активные движения: разгибание пальцев кисти, сжатие кисти в кулак, разгибание в лучезапястном суставе, вытягивание рук вперёд, заведение их за голову и за спину, разгибание и ротация в шейном отделе позвоночника (предлагают достать подбородком надплечья)
4. Пассивные движения: объём движений в суставах, сгибание и разгибание в лучезапястном суставе

V. Пациент находится в положении стоя:
Аксиальный скелет:
• Симметричность при осмотре сзади (особое внимание обращают на задние отделы голеностопного сустава, положение таза, позвоночник)
• Подвижность и деформации позвоночника (сколиоз; подвижность в поясничном отделе позвоночника — сгибание при наклоне вперёд, наличие болей при разгибании), движения в шейном отделе позвоночника — разгибание, ротация
• Походка (обычная, на «цыпочках», на пятках)
• Мышечная сила: тест Говерса (наблюдают, как пациент встаёт из положения лёжа на спине), походка
• Височно-нижнечелюстной сустав: пальпация, симметричность и объём открывания рта
• Крестцово-подвздошные суставы (прямая пальпация)

Методика исследования костно-мышечной системы у детей

1. При обследовании детей необходимо изучить данные анамнеза, имеющие значение для развития костно-мышечной системы у детей, статики и моторики (состояние здоровья матери во время беременности, характер его питания, состояния здоровья ребенка, его вскармливания и режим воспитания) ; а также характерные жалобы (боли в костях, мышцах и суставах, изменение конфигурации, ограничение подвижности суставов и др.).

2. При осмотре обратить внимание на следующие моменты: изменение размеров и формы головы (микро-и макроцефалия, башнеобразными, сидницеподибний, седловидный череп, скафоцефалия, оксицефалия, уплощение затылка); развитие верхней и нижней челюсти, особенности прикуса, количество зубов, их характер ( молочные, постоянные); форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая, плоская) и изменения ее (Гаррисонова борозда, килеподибна, воронкообразная, бочкообразному грудная клетка, сердечный горб, уплощение одной половины или одностороннее выпячивание грудной клетки); форма позвоночника (наличие патологического кифоза, лордоза, сколиотических искажений) и таза ребенка (плоскорахитичний таз); конфигурация конечностей (акромегалия, брахидактилия, адактилия, афалангия и проч.) форма суставов (отек, деформация), подвижность в них и состояние кожи и прилегающих тканей (наличие высыпаний, узловых образований и др.); трофика мышц (слабый, средний и хороший степень их развития; атрофия, гипотрофия, гипертрофия), состояние тонуса мышц (гипотонус, гипертонус).

3. С помощью пальпации костно-мышечной системы у детей, определяют плотность костей черепа, состояние швов и родничков (краниотабес, податливость краев родничка, размеры родничков); наличие переломов и деформаций; признаки гиперплазии остеоидной ткани (рахитические «четки», «браслеты», «нити жемчуга»); температуру кожи над суставами, боль в костях, мышцах и суставах; силу и тонус мышц, наличие уплотнений в них.

4. Определение трофики и силы мышц. Трофику мышц, которая характеризует уровень обменных процессов, оценивают по степени и симметричностью развития отдельных групп мышц. Оценку проводят в состоянии покоя и при напряжении мышц. Различают три степени развития мышц: слабый, средний и хороший. При слабой степени развития мышцы туловища и конечностей в покое оказываются недостаточно, при напряжении их объем изменяется достаточно мало, нижняя часть живота свисает, нижние углы лопаток отстают от грудной клетки. При средней степени развития масса мышц туловища в состоянии покоя выражена умеренно, а конечностей — хорошо, при напряжении мышц изменяется их форма и объем. При хорошем ступени развития мягкие мышцы туловища и конечностей развиты хорошо, а при напряжении наблюдается отчетливое увеличение рельефа мышц.

Оценку силы мышц у детей проводят по специальной шкале по пятибалльной системе: 0 баллов — отсутствие движений; 1 — активные движения отсутствуют, но пальпаторно определяется напряжение мышц; 2 — пассивные движения возможны при преодолении незначительного сопротивления, 4 — пассивные движения возможны при преодолении умеренного сопротивления, 5 — сила мышц в пределах нормы.

5. Дополнительные методы исследования:

а) определение содержания кальция, фосфора, щелочной фосфатазы в сыворотке крови;

б) рентгенологическое исследование костей

д) динамометрия у детей старшего возраста;

Признаки гиперплазии остеоидной ткани

К признакам гиперплазии остеоидной ткани принадлежат реберные «четки», «браслеты», «нити жемчуга», увеличение лобных, теменных, затылочных бугров, «куриная грудь», квадратная голова.

Признаки остеомаляции

К признакам остеомаляции остеоидной ткани относят краниотабес (смягчение височной, затылочной костей), уплощение затылка, Гаррисонова борозду, Х-образные и О-образные голени.

Нормальный уровень кальция и фосфора в сыворотке крови (В. А. Доскин, 1997)

Кальций общий — 2,5-2,87 ммоль / л.

Кальций ионизированный — 1,25-1,37 ммоль / л.

Фосфор неорганический — 0,65-1,62 ммоль / л.

Симптомы артрита

К симптомов артрита относятся припухлость, болезненность, отек кожи и тканей, прилегающих к суставам, ограничение подвижности в суставах и объема активных движений.

Виды нарушения тонуса мышц

Гипотония — снижение тонуса мышц (при рахите, гипотрофии, хореи, болезни Дауна, гипотиреозе, спинальной мышечной атрофии, периферической форме паралича).

Гипертония — повышение тонуса мышц (у здорового ребенка первых 3-4 мес жизни, при центральной форме паралича, менингите, столбняка).

Виды нарушения трофики мышц

Атрофия — крайняя степень слабого развития и недоразвития (простая форма) или перерождения (дегенеративная форма) мышц.

Простая форма имеет место при церебральном параличе, заболеваниях мышц (прогрессивная мышечная дистрофия, врожденная миодистрофия) и суставов (ювенильный ревматоидный артрит, туберкулезный коксит). Дегенеративная форма возникает при периферических параличах, полиомиелите и др..

Гипертрофия — это утолщение и увеличение массы мышц. Чаще определяется у детей, занимающихся спортом, физическим трудом. При псевдогипертрофии отложения жира симулирует картину хорошего развития мышц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector