Нарушение слуха у детей
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Нарушение слуха у детей

Особенности детей с нарушением слуха

Ольга Шестакова (Тарасова)
Особенности детей с нарушением слуха

Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4,5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.

Нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер – при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

В зависимости от степени снижения слуха (по Л. В. Нейману) выделяют

3 степени снижения слуха и глухоту.

Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи

1 26-40 6 – 3м 2м – у уха

2 41-55 3м – у уха нет – у уха

3 56-70 Громкая речь у уха нет

4 71-90 Крик у уха нет

глухота более 90 0 нет

1-я степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.

2-я степень – слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.

3-я степень – снижение слуха до70 Дб. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.

Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.

Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов – это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.

В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.

Слуховое восприятие, развивающееся на остаточном слухе – а он есть даже у глухих, конечно, не всегда приближается к норме – все зависит от сложности дефекта, его наступления и начала реабилитации ребенка. Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости. Если же говорить о неречевом слухе – музыкальном и шумовом, то у этих детей можно наблюдать хорошие музыкальные способности, ведь они не определяются аудиограммой, а являются врожденными индивидуальными задатками. Следует отметить, что у детей этой категории вибрационная чувствительность развита даже лучше, чем у остальных детей, поэтому они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать. Внешне заподозрить нарушение слуха можно наблюдая частые переспрашивания детей, отсутствие реакций на обращенную к ним речь, если ребенок не видит лица говорящего, просмотр телевизионных передач на достаточно громком звучании, прислушивание к речи говорящего с поворотом головы лучше слышащим ухом к говорящему, дети теряются с определением направления звука.

Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.

Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.

Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации – к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.

Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно–образное и словесно-логическое, так называемое речевое мышление.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов – кохлеарной имплантации.

Если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась уже в первые месяцы жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут прочесть стихотворение и даже напевать песенки.

Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха определяется:

1 – своевременной диагностикой нарушения слуха;

2 – адекватным медикоментозным лечением;

3 – проведением уже в раннем детстве коррекционной работы с пребыванием в среде говорящих детей;

4 – качественным слухопротезированием;

5 – длительностью коррекционного педагогического воздействия не менее 2 лет;

6 – активностью участия родителей в образовании и воспитании ребенка.

1 Программа Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э. И. Леонгард. Москва, 1995г.

2 Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. – Изд. 2-е – Ростов н. Д. Феникс, 2006г.

3 И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. КАРО, 2005г.

4 Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

5 Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. – М. Книголюб, 2006г.

6 Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

7 О. В. Солодянкина. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. АРКТИ, 2007г.

8 Н. Д. Шматко, Г. А. Товартхиладзе. Выявление детей с подозрением на снижение слуха – младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. – М. – Полиграф сервис, 2002г.

Дети с нарушением слуха – образование и реабилитация

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.

Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполнится 2-3 года.

В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка. Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

Характеристика детей с нарушением слуха

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти. Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

По статистике потеря слуха у детей сопровождается:

  • В 80% случаев задержкой развития моторики;
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата;
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.
Читать еще:  Как собирать анализ мочи по Нечипоренко?

Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • Трудность в переключении внимания;
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
  • Чувствительность к смене климатических условий.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

Образование детей с нарушением слуха

Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нарушение слуха у детей

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.

К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.

По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.

Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.

Актуальность проблемы потери слуха у детей

Согласно данным ВОЗ, почти 32 миллиона детей по всему миру имеют проблемы со слухом, приводящие к инвалидности. То есть пять детей из тысячи рождаются глухими или теряют слух после рождения.

60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер. Это объясняет большой интерес общественного здравоохранения к проблеме профилактики заболеваний органа слуха у детей.

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху. Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания. Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».
  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.
  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.
  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело, и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени. Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости. При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.

Читать еще:  Как принимать Бифиформ?

Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.

Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.

Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума. Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха. FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.

Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития, адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.

Обучение детей с нарушением слуха

В современном мире почти каждый населенный пункт имеет специализированный класс или целую школу для детей с проблемами слуха. Если какое-то время ребенок посещал обычный класс, то переход от стандартного обучения к специализированному должен быть мягким и не травматичным для развивающейся психики.

Нарушение слуха у детей

Врач-отоларинголог Гончарова М.Г.

Слух играет очень важную роль в жизни человека, а ребенка – особенно. Слух помогает ребенку адаптироваться в окружающей обстановке, способствует его общению, правильному формированию речи. Если ребенок недослышит, и него развивается тугоухость, то это сказывается на его общем развитии, на психоэмоциональном развитии, характерологических особенностях. И, что самое главное, на правильном формировании речи.

Почему же развивается тугоухость. Виды тугоухости.

В настоящее время выделяют две основные группы нарушений слуха.

Первая группа – это так называемая нейросенсорная тугоухость, когда в основе нарушений слуха лежит нарушение звуковосприятия. В этом случае патологический процесс локализуется во внутреннем ухе – в улитке, – и нарушается нормальное функционирование волосковых клеток. Причиной этого могут быть различные сосудистые заболевания, повышение внутричерепного давления, родовая травма, прием ототоксических препаратов. Но большой процент случаев нейросенсорной тугоухости так и остается с невыясненной причиной, и мы говорим о так называемой идиопатической, или врожденной, нейросенсорной тугоухости.

Вторая группа – это так называемая кондуктивная тугоухость, или нарушение звукопроведения. Это более часто встречающийся вид тугоухости, он имеет более доброкачественное течение и лучше поддается лечению. В этом случае патологический процесс поражает различные элементы наружного и среднего уха, которые участвуют в проведении звуковой волны: это ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, система слуховых косточек, слуховая труба и барабанная полость.

В каких случаях можно заподозрить, что ребенок недослышит или у ребенка развивается та или иная форма тугоухости?

Прежде всего, если ребенок маленький, следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на обращенную к нему речь, звуки, не жалуется ли на дискомфорт в ушах. Особенно сложно это бывает у маленьких детей, у новорожденных. Но здесь очень важно обратить внимание, слышит ли он обращенную к нему речь, как он реагирует на громкие звуки. Иногда можно самим проверить реакцию ребенка на громкий звук, потому как в норме, услышав какой-то резкий, громкий звук, ребенок обязательно на него реагирует либо поворотом головы, либо еще какими-то двигательными или эмоциональными реакциями. В том случае, если у родителей новорожденного ребенка возникает какое-то подозрение на его неправильную или, как им кажется, не совсем адекватную реакцию на звуковые раздражители, им нужно обязательно обратиться к отоларингологу для того чтобы проверить слух.

У более старших детей тугоухость можно заподозрить, когда мы замечаем, что ребенок плохо говорит – либо у него долго не формируется нормальная, понятная взрослому человеку, речь, либо ребенок просто долгое время не разговаривает, используя для объяснения жесты, звуки и какие-то другие средства общения. В этом случае тоже следует обязательно обратиться к отоларингологу для проведения специального обследования.

Еще одним важным моментом, на который родители могут обратить внимание является то, что ребенок переспрашивает. При этом какие-то разовые переспрашивания не являются патологией, потому что могут быть связаны с какими-то характерологическими особенностями, нежеланием ребенка выполнять какие-то задания, которые даются родителями. А вот в том случае, если ребенок регулярно, навязчиво переспрашивает, стоит обратить на это внимание и обратиться к отоларингологу, чтобы проверить слух.

Немного иная ситуация – если ребенок вообще не реагирует на обращенную к нему речь, когда он играет или занят какими-то другими своими делами. Это чаще всего бывает связано с какими-то психоэмоциональными особенностями ребенка, характерологическими его особенностями и не всегда связано с нарушением слуха.

Чем неудобны для родителей проблемы тугоухости

Нарушения слуха – это, прежде всего, неправильное формирование или задержка правильного развития речевой функции, и это, наверное, в детском возрасте самое важное. Кроме того, очень важно бывает вовремя диагностировать нарушения слуха и оценить вид тугоухости, ее степень и срочно начать проведение каких-то лечебных мероприятий, потому что слух – это не только сам орган слуха, это еще и определенное представительство в коре головного мозга. И вот в том случае, если у ребенка не сформирована слуховая функция, и он длительное время недослышит, то эта область мозга, которая отвечает за слух, постепенно уменьшается в размере и атрофируется. То есть ребенок постепенно теряет способность понимать слышимую речь. И даже если потом скорректировать саму тугоухость, то ребенок будет слышать звук, но по причине патологии в коре головного мозга он может не понимать, и все равно субъективно это будет достаточно выраженная степень тугоухости.

Как решать проблемы тугоухости?

Не останавливаясь на нейросенсорной тугоухости, так как это отдельный, очень серьезный вид тугоухости, обычно очень выраженный, который требует серьезного обследования и – при подтверждении этой формы – обязательного слухопротезирования, несмотря на возраст ребенка. Причем, чем раньше будет выполнено слухопротезирование, тем лучше. Поговорим о более часто встречающейся форме тугоухости – так называемой кондуктивной тугоухости. При кондуктивной тугоухости очень часты патологические состояния, которые встречаются у детей. Многие, наверное, обращали внимание на то, что на фоне респираторной инфекции или на фоне длительного насморка ребенок может недослышать или начинать переспрашивать. После перенесенного острого среднего отита тоже может нарушаться слух, и ребенок начинает переспрашивать, но в процессе выздоровления слух постепенно нормализуется. И вот такое «плавающее» изменение слуха имеет очень важный диагностический и прогностический признак.

Остановимся еще раз на том, почему же ребенок переспрашивает. Переспрашивать он может потому, что что-то мешает ему слышать. Начнем с самого простого – это может быть либо серная пробка, либо какое-то инородное тело, которое находится в слуховом проходе и при удалении которого полностью нормализуется слух.

Более сложное – это когда патология локализуется в среднем ухе. Например, на фоне длительных насморков может быть утолщение или втяжение барабанной перепонки. Она при этом теряет свою эластичность, и под действием звуковой волны неправильно или не совсем адекватно двигается, из-за чего и развивается нарушение слуха. Следующая стадия процесса – повышение давления в барабанной полости из-за нарушений функции слуховой трубы, влекущее за собой снижение подвижности барабанной перепонки. Эту ситуацию многие из нас наблюдали во время острого насморка – когда у нас сильно заложен нос, и появляется заложенность ушей. Следующая стадия процесса – длительное нарушение функции слуховой трубы на фоне длительного нарушения носового дыхания, вследствие чего в барабанной полости скапливается жидкость, которая мешает нормальному, адекватному движению барабанной перепонки и движению цепи слуховых косточек. В этом случае тоже возникает нарушение слуха.

Следующее, более тяжелое проявление кондуктивной тугоухости – когда в барабанной полости, на фоне либо рецидивирующих отитов, либо длительного нарушения носового дыхания скапливается жидкость и развивается рубцовый процесс, который уже прочно нарушает подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек.

Что нужно делать в случае нарушения слуха.

Если родители заподозрили у ребенка какое-то нарушение слуха, очень важно в этом случае обязательно обратиться к отоларингологу для проведения специального обследования. Дети, особенно маленькие, могут сами не обращать внимания и не жаловаться на нарушения слуха, поэтому стандартный метод проверки слуха с помощью разговорной и шепотной речи в данном случае малоэффективен. Здесь необходимо проведение инструментальных методов исследования, таких как тимпанометрия и аудиометрия. В случае если ребенок – маленький, возможно проведение игровой аудиометрии. Только в этом случае возможно правильное и своевременное выявление той или иной степени тугоухости.

Еще раз хотим обратить внимание родителей, что нельзя оставлять без внимания такие симптомы как навязчивое переспрашивание, ощущение дискомфорта в ушах и даже такие временные нарушения слуха, которые родители могут наблюдать при хроническом или затянувшемся насморке.

Последствия запущенной тугоухости

Если не обращать внимания на какое-то нарушение слуха, к чему это может привести? К хроническому отиту и прогрессированию тугоухости. И если в самом начале заболевания еще можно что-то изменить и процесс может быть обратимым, то при длительном течении заболевания (а у детей даже полгода можно считать длительным течением заболевания) возможно, что уже помогут только различные виды хирургического лечения. И еще раз обращаем внимание, что если мы не заметили вовремя и не провели лечение тугоухости, то это, прежде всего, сказывается на формировании речи. И дальше – если это уже более взрослый ребенок – это сказывается на его способности читать, на его грамотности и целом ряде психоэмоциональных и характерологических особенностей ребенка.

Существует ли взаимосвязь носового дыхания и слуха?

Да, конечно. Особенно, когда мы говорим о кондуктивной тугоухости, поскольку, как мы уже говорили, в основе кондуктивной тугоухости лежит нарушение в среднем ухе, а среднее ухо посредством слуховой трубы сообщается с полостью носа. Нарушение функции слуховой трубы ведет к нарушению подвижности барабанной перепонки, скоплению экссудата в барабанной полости, нарушению подвижности цепи слуховых косточек. Поэтому в начальной стадии заболевания, если мы нормализуем функцию носового дыхания, тем самым нормализовав функцию слуховой трубы, то мы сможем решить проблему кондуктивной тугоухости. Специально обращаю внимание на то, что это возможно сделать только при самом раннем выявлении тугоухости.

Если в барабанной полости формируется какой бы то ни было рубцовый процесс, здесь возможно только хирургическое лечение.

Как быстро можно справиться с проблемой при правильно выбранной тактике лечения?

Здесь, опять же, все зависит от стадии процесса. Если процесс диагностирован и «пойман» в самом начале заболевания, на стадии тубоотита (в крайнем случае, на стадии экссудативного отита), то здесь все мероприятия направлены на восстановление носового дыхания (решение вопроса частых насморков, решение проблемы дисфункции слуховой трубы, нормализация функции глоточной миндалины). В этом случае можно достаточно быстро решить проблему кондуктивной тугоухости.

Обращаем внимание, что если мы своевременно диагностировали и начали лечение, то эффективность его будет достаточно высокой, поскольку компенсаторные и репаративные способности у детей – значительно больше, чем у взрослых.

Почему требуется нормализовать ребенку функцию дыхания при тугоухости?

Возвращаемся к тому, что причиной тугоухости может являться неправильное функционирование слуховой трубы. Если ребенок начинает правильно дышать носом, то уходит отек слизистой оболочки слуховой трубы, уходит отек слизистой оболочки полости носа, восстанавливается нормальная вентиляция среднего уха и устраняется причина, которая привела к нарушению слуха.

Читать еще:  Что такое инфекционные болезни крови

Почему нормализация функции дыхания – это то, с чего имеет смысл начинать лечение кондуктивной тугоухости у детей? Потому, что это метод, который помогает устранить причину, а не следствие. И мы воздействуем на основу, на причину заболевания. Причем в этом случае мы действуем очень физиологично, потому что именно за счет резервов организма мы восстанавливаем носовое дыхание, восстанавливаем функцию слуховой трубы. Здесь, возможно, мы получим не столь быстрый эффект, как, например, при использовании сосудосуживающих препаратов, но результат в этом случае будет стойким. Обязательно присоединяем комплекс упражнений, направленный на восстановление функции слуховой трубы.

Хотим обратить внимание на то, что все, о чем мы сейчас говорили, касается кондуктивной тугоухости, то есть когда ребенок недослышит по причине нарушений функции звукопроведения. Если у ребенка диагностирована нейросенсорная тугоухость, в этом случае он нуждается в обследовании специализированном учреждении. Здесь необходимо обследование функции внутреннего уха, оценка состояния нервной системы и, впоследствии, слухопротезирование или другие виды хирургического лечения.

Нарушение слуха у детей: этиология, классификация, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер

В данной работе рассматриваются категории детей с нарушениями функций слухового анализатора, этиология нарушений слуха, строение слухового анализатора. Приводятся 2 классификации детей с нарушениями слуха: медицинская Л.В.Неймана и педагогическая Р.М.Боскис. Уделено внимание состоянию моторики и психических процессов у данной категории детей. Особое внимание уделено нарушению речевого развития, а также формированию всех компонентов речи. Рассматривается эмоционально-волевая и личностная сфера детей с нарушениями слуха.

Скачать:

Вложение Размер
narushenie_sluha_u_detey.odt 19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Городской психолого-педагогический центр

Департамента образования города Москвы»

Нарушение слуха у детей: этиология, классификации, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер.

К атегории детей с нарушениями функций слухового анализатора

К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.

Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у них сформировалась речь.

Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).

Слабослышащие – лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи.

Этиология нарушений слуха

Этиология нарушений слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.

В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит , а так же врождённый сифилис, токсоплазмоз . Среди постнатальных инфекций – это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит . Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считаеся отит.

Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.

О генетических факторах необходимо рассказать подробнее, так как нарушения слуха большей частью связаны с наследственной патологией. Более 50% глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Особенно актуальна закономерность нарушения слуха в результате медикаментозного лечения определенными антибиотиками при наличии наследственной предрасположенности. Также неблагоприятное воздействие на слух могут оказать такие медикаментозные препараты, как стрептомицин и хинин.

Особуя роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорождённых, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору . При ядерной желтухе возникает билирубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В данной ситуации может развиться неврит слухового нерва, характеризующийся прогрессирующим снижением слуха, вплоть до полной глухоты.

Строение слухового анализатора

Периферический отдел слухового анализатора состоит из 3 отделов:

  1. Звукоулавливающий отдел: ушная раковина, наружный слуховой проход.
  2. Звукопроводящий отдел: барабанная полость, слуховые косточки.
  3. Звуковоспринимающий отдел: кортиев орган и улитка.

При повреждениях звукопроводящего отдела слухового анализатора возникает тугоухость. При повреждении воспринмающего отдела — возникает глухота.

Классификации детей с нарушениями слуха

В настоящее время используются две классификации детей с нарушениями слуха: медицинская классификация Льва Владимировича Неймана (1961 г.), основанная на степени выраженности дефекта, и педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис (1948-50 г.г.), учитывающая степень понижения слуха, уровень развития речи, временной период поражения слуха.

Клиническая классификация Л.В.Неймана

3 степени тугоухости:

1 степень — снижение слуха не более 50 дБ, восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра.

2 степень — снижение слуховой функции не более 70 дБ, восприятие устной речи на расстоянии не более 1 метра.

3 степень — снижение слуховой функции не более 80 дБ, восприятие речи около ушной раковины.

4 группы глухоты

1 группа — восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные.

2 группа — восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной раковины, различают 3-4 гласные.

3 группа — восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают сильные гласные О,У.

4 группа — восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения.

Педагогическая классификация Р.М.Боскис

1 группа — глухие:

2.1. Дети, овладевшие речью;

2.2. Дети, не овладевшие речью.

2 группа — слабослышащие:

  1. С легким нарушением речи;
  2. С тяжелым нарушением речи.

Глухие и слабослышащие отличаются по способу овладения речью: у глухих речь формируется, а у слабослышащих — развивается.

Двигательная сфера у глухих с приобретенным дефектом в 70-90% случаев характеризуется нарушением функции вестибулярного аппарата, что влияет на координацию движений и препятствует усвоению навыков пространственной ориентировки. Характерная походка глухих — это сильное шарканье ногами, недостаточная устойчивость походки. Движения у глухих замедлены, неловки, напряжены, отмечаются трудности переключения на новое движение, потеря равновесия.

Состояние психических процессов

Специфические особенности психических процессов у детей с нарушениями слуха и речи проявляются в целом ряде функций. В процессах мышления (анализ и синтез) резко выступают дефекты в области отвлеченного мышления, освоения обобщающих понятий:

  • дети с нарушениями слуха испытывают большие трудности при анализе образца при выполнении задания «конструирование по чертежу» ;
  • методика «Матрицы Ровена» также показывает более низкий уровень развития наглядного мышления;
  • отставание в овладении счетными операциями.

У детей с недостатками слуха недостаточно развито осмысление последовательности событий, причинно-следственных зависимостей. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие чего страдает формирование предметных представлений, возникают трудности их актуализации. Но важно отметить, что развитие мышления проходит те же стадии, что и мышление слышащего! У детей с нарушениями слуха отмечается низкая память в отношении абстрактных чисел и понятий. Запоминание же конкретных образов находится на высоком уровне. При сравнении моторной и зрительной памяти можно отметить, что лучше развита моторная. Это объясняется тем, что она базируется на подражательности.

При отсутствии специальных занятий обычно наблюдается отставание впсихическом развитии: задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, возникают специфические трудности формирования логического мышления. Но даже при условии спецобучения, все равно остается некоторое своеобразие мышления: определенная наивность, неумение выделить существенные признаки социальных явлений.

Нарушение речевого развития

В первые месяцы жизни у детей с нарушением слуха отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, проявляющийся во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок с нарушением слуха не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок. Также не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. Гуление у детей с нарушением слуха появляется как и в норме в 2-3 месяца. Ребенок на положительные стимулы издает несложные звуковые комплексы. Но в отличие от нормы гуление не усложняется и не переходит в лепет. Ребенок с нарушением слуха к 6 месяцам употребляет только задненебные и горловые звуки, тогда как у слышащих детей появляются слоги. Развитие речи останавливается на этапе гуления, если не будет проводиться специальная работа.

Формирование компонентов речи у неслышащих детей

Фонетико-фонематическая сторона речи.

При коррекции звукопроизношения у неслышащих детей осуществляется опора на сохранные функции: зрением он улавливает движения речевых органов, при помощи осязания оценивает присутствие и степень интенсивности вибрации голосовых связок. Контроль правильности собственного произношения осуществляется теми же анализаторными системами, а также кинестетическими речевыми ощущениями. Подобная замена слуха зрением, осязанием и кинестетическими ощущениями не является полным эквивалентом слуха. Речь ребенка с нарушением функций слухового анализатора отличается от речи слышащего прежде всего недостатком голосовых модуляций и значительным количеством дефектов звукопроизношения. Практически не поддается формированию эмоциональная выразительность речи, так как сохранные анализаторы не могут воспринять эту характеристику речи. Отсюда монотонность и скандированность речи. При разговоре неслышащие постепенно повышают голос или понижают его. Вследствие неумелого пользования голосом происходит быстрое утомление, возникают парезы гортанных мышц, хрипота, узелки на связках. Также формируется неправильный тип дыхания: речь прерывается частыми вздохами.

Лексико-грамматический строй речи.

Формирование лексико-граммтического строя речи идет очень медленно. Словарный запас у неслышащих ограничен, отмечаются неточности употребления слов, идет расширение значения слов. Особую сложность вызывает употребление слов с отвлеченным значением. Происходит грубое искажение звуко-слоговой структуры слов.

Степень выраженности речевого дефекта зависит от степени снижения слуховой функции. При небольшом снижении слуха есть возможность самостоятельно овладеть речью. Но в речи такого ребенка будут отмечаться грубые отклонения:

  • смазанность артикуляции;
  • слабая модулированность;
  • смешение глухих звуков со звонкими;
  • смешение шипящих и свистящих звуков;
  • смешение твердых и мягких звуков;
  • бедность словарного запаса;
  • ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию;
  • аграмматизмы.

Полное отсутствие слуха без специального обучения приводит к немоте.

Для неслышащих детей характерно более раннее овладение исьменной речью по сравнению со слышащими. Это происходит потому, что овладеть письменной речью и пользоваться ею неслышащему легче, чем устным общением. Дактильная речь, которую быстро усваивают глухие, имеет черты как устной так и письменной речи. Но дактильная речь имеет свои недостатки: замедление речевого процесса, отсутствие видимых следов дактильных знаков.

Уже с ранних этапов развития у неслышащих детей отмечаются характерные особенности:

  • отсутствие «комплекса оживления»;
  • позднее отличие близких от чужих.

В более старшем возрасте появляется «дефект эмоциональной дифференцировки», то есть неумение понять эмоциональный характер ситуации, что связано с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.

Для многих неслышащих детей характерны следующие особенности:

  • повышенная психическая истощаемость;
  • эмоциональная возбудимость;
  • склонность к негативизму;
  • двигательная расторможенность;
  • в подростковом возрасте возможно появление фрустрации, связанное с осознанием своего отличия от сверстников.

Развитие личности у неслышащих детей происходит специфическим образом. При неправильном воспитании происходит формирование личности по дефицитарному типу, что связано с реакцией личности на хроническую психотравмирующую ситуацию. Эта ситуация обусловлена тем, что дети осознают свою несостоятельность и ограничение контактов вследствие сенсорной депривации. Отсюда у неслышащих детей можно выделить ряд характерных признаков:

  • пониженный фон настроения;
  • астенические черты;
  • явление ипохондричности;
  • тенденция к аутизации, как следствие объективных затруднений; контактов вследствие сенсорной депривации;
  • гиперкомпесаторный уход во внутренний мир, нередко в мир фантазий.
  1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание , обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. И др. Логопедия. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.:Аквариум, С-Пб.: Дельта, 1996.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector