Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Физиологические особенности реакций организма детей и подростков на физические нагрузки.

Уроки физической культуры должны повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам и быть направлены на улучшение физического и функционального развития, повышения работоспособности, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Медико-биологической основой этих процессов являются физиологические, биохимические и морфологические изменения, возникающие во время занятий физическими упражнениями, а также совершенствование нервной и гуморальной регуляции функций организма учащихся.

Одно из основных физиолого-педагогических требований урока физической культуры состоит в получении тренировочного эффекта. В физиологическом отношении тренировочный эффект заключается, прежде всего, в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам.

Тренировочный эффект возникает, если нагрузка достигает или превышает пороговую величину, которая всегда должна быть выше обычной повседневной (бытовой) нагрузки. Выбирая величину пороговой нагрузки, следует учитывать функциональные возможности организма, возраст и пол школьников. Одна и та же нагрузка может быть выше или ниже пороговой для школьников разного возраста (младший, средний, старший) и разного пола. Для решения различных задач урока (вводная, основная, заключительная) величина пороговых нагрузок также должна быть различной. Из сказанного следует, что для правильного и грамотного проведения занятий педагогу необходимо знать и учитывать целый ряд методических и медико-биологических положений.

В соответствии с фазовым протеканием адаптационных изменений тренировочный эффект физических упражнений может быть различным: срочным, отставленным (пролонгированным) и кумулятивным.

Срочный эффектнагрузки проявляется функциональными изменениями в организме во время или вскоре после окончания нагрузок (до 30-60 мин). Главная физиологическая особенность срочного эффекта заключается в том, что он формируется на основе готовых, ранее образованных механизмов регуляции и программ приспособления и характеризуется избыточной активацией различных органов и систем.

Отставленный тренировочный эффектнаблюдается на поздних фазах восстановления и в физиологическом отношении представляет собой продолжительную деятельность различных органов и систем на повышенном уровне их функционирования. Именно отставленный эффект способствует развитию в организме явлений суперкомпенсации.

Кумулятивный эффектвозникает как результат последовательного суммирования срочных или отставленных и формируется на основе вновь создаваемых программ и механизмов приспособления. В кумулятивном эффекте возникают изменения, – связанные с усилением синтеза нуклеиновых кислот и белков, способствующих развитию долговременной адаптации. Кумулятивный эффект выражается в улучшении физического и функционального развития, повышении работоспособности и вызывает две основные физиологические перестройки: а) увеличение функциональных резервов организма; б) повышение экономичности (эффективности) деятельности различных органов и систем.

Продолжительность упражнений тесно связана со скоростью их выполнения и определяется характером энергообеспечения. Так, при выполнении упражнений в максимально возможном темпе в течение 3-10 сек энергообеспечение осуществляется по креатинфосфатному механизму, при работе от 20 сек до 3-5 мин – гликолитическому ( лактатному) и при умеренной нагрузке в течение десятков минут и нескольких часов развертываются аэробные реакции.

Существенное значение имеет продолжительность интервала отдыха между нагрузками. Если нагрузки невелики и отдых между ними достаточен, то школьники работают при аэробном энергообеспечении; если нагрузки большие, а отдых мал –при анаэробном энергообеспечении.

Увеличение числа повторений упражнений в аэробных условиях повышает функциональные возможности кислородтранспортной системы и физическую работоспособность, а при увеличении числа повторений в анаэробных условиях – наступает истощение механизмов энергообеспечения и снижаются функциональные возможности организма. Особенностью деятельности сердечно-сосудистой системы у детей в первые годы регулярных занятий физическими упражнениями с определенными нагрузками является преобладание процессов гипертрофии миокарда и более умеренное расширение полостей сердца. Под влиянием умеренных физических нагрузок у школьников и студентов улучшается взаимодействие анализаторных систем, нормализуется кислотно-щелочной баланс организма, ускоряется восстановление мышечного тонуса, а также совершенствуются фильтрационные, водо-, ионо- и осморегулирующие функции почек. Лица, не занимающиеся регулярно физическими упражнениями, при нагрузках характеризуются более ранним метаболическим ацидозом и коротким аэробно-анаэробным переходом, что является факторами, лимитирующими физическую работоспособность и способствующими возникновению отдельных заболеваний.В процессе систематических занятий определенным видом труда в организме человека формируется специальная функциональная система адаптации. Так, у занимающихся физической культурой снижение частоты тренировок до двух раз в неделю позволяло поддерживать (но не повышать) величину МПК и другие (но не все) функциональные показатели тренировочных эффектов на относительно постоянном уровне (рис. 101). Снижение частоты тренировок до одного, раза в неделю лишь задерживало, но не предотвращало исчезновения положительных тренировочных эффектов.

К особенностям реакций организма подростков на физическую нагрузку относятся

а) более длительный период врабатывания

в) относительно небольшой период высокой работоспособности

г) более продолжительный период восстановления работоспособности

Фазами развития приспособительных реакций к неблагоприятным факторам у подростков согласно концепции И.А. Арнольди будут

б) фаза значительного напряжения всех систем, отражающая повышенную чувствительность организма подростков

в) фаза снижения чувствительности к воздействию фактора, отражающая процесс становления приспособления организма

г) фаза стабилизации процесса или наступления адаптации

Особенности приспособительных реакций подростков в ответ на комбинированное воздействие учебных и профессионально-производственных нагрузок зависят

а) от возраста и пола учащихся

б) от уровня физического развития учащихся

в) от функциональной готовности организма к профессиональному обучению

г) от условий учебно-производственной среды

д) от организации режима учебно-производственной деятельности

К гигиеническим принципам организации учебно-производственного процесса при профессиональном обучении подростков относятся

а) гигиеническое нормирование учебно-производственных факторов

б) физиолого-гигиеническое обоснование учебно-производственного режима профессионального обучения подростков

в) санитарно-гигиенический контроль за профессиональным обучением подростков

д) лечебно-оздоровительные мероприятия

К профессионально-производственным факторам, для которых имеются специальные гигиенические нормативы для подростков, относятся

а) тяжесть трудового процесса

б )локальная вибрация

г) производственный шум

Лечебно-оздоровительными мероприятиями в процессе профессионального обучения подростков, направленными на облегчение адаптации к нему, являются

б) предварительная врачебно-профессиональная консультация

в) периодические медицинские осмотры подростков с целью выявления и коррекции изменений в состоянии здоровья

г) ежедневная витаминизация

д) двигательная активность на открытом воздухе

Оптимальным вариантом организации производственного обучения в профессиональном училище является

а) проведение его в учебно-производственных мастерских

д) проведение производственного обучения с интервалом в 1-2 дня

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Укажите один правильный ответ

Учреждения, выбранные для изучения питания детских коллективов в городе или районе, должны быть одинаковыми

а) по возрастному составу, организации режима, характеру деятельности и ассигнованиям на питание

Источником информации о полноте выполнения регламентированного среднесуточного продуктового набора в организованных детских коллективах является

в) накопительная ведомость

Укажите все правильные ответы

Для оценки количественной адекватности питания определяют суточные энерготраты ребенка, складывающиеся

а) из расхода энергии на основной обмен

в) из расхода энергии на переваривание пищи

г) из расхода энергии на все виды деятельности

Витаминизация готовых блюд в учреждениях для детей и подростков осуществляется

г) аскорбиновой кислотой, добавляемой в холодные жидкие блюда круглогодично

д) использованием витаминных напитков промышленного производства

При невозможности получить полную характеристику питания в дошкольных учреждениях выберите два показателя для оценки питания детей

б) содержание витамина С

в) содержание в рационе белков животного происхождения

К особенностям обмена веществ у детей и подростков относятся

а) наибольшая интенсивность основного обмена

в) преобладание анаболических процессов

Отставание в физическом развитии и половом созревании детей и подростков может наблюдаться при дефиците следующих пищевых веществ

а) белок животного происхождения

в) витамины A, D, Е

г) витамины группы В, витамин С, фолиевая кислота

д) микроэлемент Zn

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 382 ;

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

Мир дзюдо

Олимпийский вестник Юга России

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России “Русская зима”

Самозащита без оружия

Охота – национальный охотничий журнал

Моя Игра

Русское боевое искусство «Система»

Рукопашный бой (обучение технике, приемам и тактике поединка)

Реальная драка. Школа улиц и подворотен

Лечебная физическая культура и спортивная медицина

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Особенности адаптационных реакций организма на физические нагрузки оздоровительного характера у детей 8-10 лет с нарушением зрения

Ключевые слова: адаптационные реакции, нарушения зрения у детей, гиподинамия, медико-антропологический подход, комплекс оздоровительных мероприятий.

Введение. В публикациях последних лет [1, 2] констатируется, что высокая стрессогенность социально-экономических факторов, эколого-гигиенических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливают прогрессивное снижение уровня психофизического состояния и психосоматического здоровья населения. В первую очередь вызывает опасение увеличение количества детей, имеющих физические и функциональные нарушения со стороны различных систем организма. Нарушения зрения занимают в перечне заболеваемости одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при влиянии неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением [5 – 7].

Читать еще:  Свойства и варианты использования антисептиков и средств дезинфекции

Для детей с патологией зрения характерны гиподинамия и низкий уровень развития двигательной активности, что не может не сказаться на их психосоматическом развитии. В связи с этим социально значимым и актуальным является совершенствование коррекци-онно-педагогической и лечебно-восстановительной работы с данным контингентом детей [2 – 4].

Специфика лечебно-коррекционного режима в процессе физического воспитания определяется особенностями развития детей, обусловленными нарушениями зрения. В настоящее время все активнее ведется поиск новых подходов к воспитательно-оздоровительной работе с детьми, основанных на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Адаптация ребенка в современных условиях существования -сложный поэтапный процесс. В целом сущность процесса приспособления ребенка к окружающей природно-социальной среде нельзя считать достаточно изученной, поэтому адаптация и сегодня – источник интенсивных научных дискуссий. Недостаточно освещены обоснованность и эффективность применения комплекса оздоровительных технологий в состоянии здоровья детей с нарушениями зрения, уровень их физического развития и динамики состояния зрительного анализатора. В литературе недостаточно сведений о влиянии на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, иммунологические показатели системы крови таких распространенных методов оздоровления, как лечебная физическая культура, физическое воспитание, массаж при закаливании детей с нарушенным зрением.

Актуальность данного исследования заключается в том, что разработка и внедрение доступных и эффективных методов коррекции отклонений зрительного анализатора с использованием традиционных и нетрадиционных методов будут способствовать повышению социальной и биологической адаптации детей с нарушением функций зрения.

Целью исследования было выявление особенностей изменения морфофункционального и психофизиологического развития детей с нарушением функции зрения в процессе их адаптации к продолжительным физическим нагрузкам оздоровительного характера.

Организация исследования. Исследования проводились с 2000 по 2004 г., в шесть этапов, на базе муниципального образовательного учреждения № 440 г. Челябинска, факультета физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета и иммунологической лаборатории Городской клинической больницы № 5 г. Челябинска.

В 2001 – 2004 гг. комплекс оздоровительных технологий внедрялся в режим дня специализированного образовательного учреждения.

В динамических исследованиях (всего 234) приняли участие 75 школьников. Из них было сформировано две группы детей с амблиопией и косоглазием: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. ЭГ составили 20 школьников (8 мальчиков и 12 девочек), КГ – 19 школьников (8 мальчиков и 11 девочек). Динамические наблюдения за данными группами проводились в течение 2001/2002, 2003/2004 учебных годов (в начале и конце). Обследовались одни и те же дети..

Научное исследование проводилось по специальным программам коррекции состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уровня физического развития и состояния зрительного анализатора, изменения и ликвидации факторов риска. Осуществлялся промежуточный и общий контроль эффективности реализуемых программ, проводилось определялась динамика показателей сердечно-сосудистой системы, иммунологических показателей системы крови, состояния дыхательной функции, зрения, выраженности факторов риска.

Применяемый в исследовании медико-антропологический подход соответствовал требованиям, принятым в отечественной антропологии и стандартам Всемирной Организации Здравоохранения (1991).

Для решения поставленных задач были избраны такие методы исследования, которые, с одной стороны, позволяли получить как можно больше информации о физическом, психическом и биологическом состоянии детей, с другой стороны, не вызывали у школьников неприятных ощущений. Кроме того, было важно, чтобы испытуемые сознательно участвовали в проведении исследования, для чего детей перед обследованием инструктировали о цели и содержании предстоящих манипуляций, а с педагогами и родителями проводились регулярные семинары психолого-педагогического и медико-биологического направлений.

Результаты исследований.

Показатели физического развития детей 8-10лет с амблиопией и косоглазием ЭГ и КГ в процессе применения комплекса оздоровительных мероприятий.

Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды

Влияние физических нагрузок на организм. Мышечная работа связана со значительными энергетическими затратами, а следовательно, требует увеличения притока кислорода. Это достигается прежде всего усилением деятельности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Увеличиваются частота сердечных сокращений, систолический объем крови (количество крови, выбрасываемое при каждом сокращении) и минутный объем крови. Усиленное кровоснабжение обеспечивает кровью не только мышцы, но и центральную нервную систему, что создает благоприятные условия для ее более интенсивной деятельности. Интенсификация обменных процессов при мышечной работе приводит к необходимости усиленного выделения продуктов обмена, что достигается повышением активности потовых желез, играющих также важную роль в поддержании постоянной температуры тела. Все это свидетельствует о том, что физические нагрузки, требующие усиления мышечной работы, оказывают активизирующее влияние на деятельность физиологических систем. Кроме того, выполнение физических нагрузок оказывает стимулирующее влияние на двигательную систему, приводит к совершенствованию двигательных качеств. Вместе с тем эффективность физических нагрузок и их стимулирующее влияние на организм могут быть достигнуты только при учете возрастных возможностей организма ребенка, и прежде всего возрастных особенностей опорно-двигательного аппарата, обусловленных степенью его структурно-функциональной зрелости.
В дошкольном возрасте, когда двигательные качества, в особенности выносливость, еще низки, дети не могут долго выполнять динамическую и статическую работу. Способность к выполнению физических нагрузок возрастает к младшему школьному возрасту. Особенно выражено нарастание всех показателей мышечной работоспособности с 11 — 12 лет. Так, объем динамической работы (в кгм), выполненной 10-летними школьниками, на 50% больше, чем у 7-летних, а в возрасте 14—15 лет он соответственно больше на 300—400%. Мощность работы с 7 до 11 лет увеличивается всего на 30%, а с И до 16 лет—более чем на 200%. Так же стремительно начиная с 12 лет растет у школьников работоспособность при статических напряжениях. Вместе с тем даже у 15—16-летних по сравнению с 18-летними учащимися мощность работы составляет 66—70%, а у 18-летних объем работы и мощность лишь приближаются к нижней границе этих же показателей у взрослых.
Возрастные особенности мышечной работоспособности, которые проявляются при динамической работе и статических напряжениях, неотделимо связаны с особенностями высшей нервной деятельности и сказываются на процессе тренировки и производительности в единицу времени. Так, тренировка по одному и тому же виду работы требует у 14-летних подростков в 2 раза больше времени, чем у взрослых. Производительность же работы на единицу времени у 14—15-летних составляет 65—70% от производительности взрослого. Время на отдых 15—18-летним школьникам требуется во много раз большее, чем затрачено на работу. Если 20-летнему для отдыха нужно время в 2 раза большее, чем затрачено на работу, то 17-летнему, даже тренированному к физической работе, его требуется в 4 раза больше.
Проявляются определенные различия в мышечной работоспособности учащихся и в связи с их полом. Степень утомляемости при выполнении дозированной динамической мышечной работы у девочек и мальчиков в пределах одной возрастной группы одинакова. Сила же, выносливость и другие показатели мышечной работоспособности у девочек в среднем ниже, чем у мальчиков.
Характерные особенности мышечной работоспособности девочек и девушек сказываются на объеме выполненных, особенно тяжелых работ. Работы средней тяжести и тяжелые выполняются девочками и девушками в меньшем объеме и вызывают более глубокие сдвиги в организме, чем у мальчиков и юношей. Адаптация к одной и той же работе у девочек происходит труднее, а работоспособность снижается быстрее, чем у мальчиков.
Оптимальным для тренирующих влияний физических нагрузок является возраст от 9—10 до 13—14 лет, когда наиболее интенсивно формируются основные звенья двигательной системы и двигательные качества. Большими потенциальными возможностями для совершенствования двигательной системы обладает подростковый возраст. Это подтверждают яркие примеры достижений подростков в таких видах спорта, как художественная и спортивная гимнастика , фигурное катание, а также в балете, танцах, где мы наблюдаем удивительно высокие проявления координации движения. Вместе с тем следует учитывать, что этот возраст характеризуется значительными перестройками в функционировании организма, связанными с половым созреванием. Поэтому для подростков мальчиков и девочек, не занимающихся систематически спортом, надо дозировать нагрузки, связанные с проявлением максимальной силы и выносливости. При учете функциональных возможностей детского организма физические нагрузки оказывают чрезвычайно благоприятные влияния на физическое и умственное развитие ребенка.
Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения. Под влиянием упражнений формируются законченность и устойчивость всех форм двигательной деятельности человека. Физиологический смысл упражнения сводится к образованию динамического стереотипа. В начальный период выполнения упражнения имеет место широко распространенное возбуждение в коре больших полушарий головного мозга. В деятельное состояние вовлекается большое число мышц, движения ученика неловки, суетливы, хаотичны. При этом сокращаются многочисленные мышечные группы, часто не имеющие никакого отношения к данному двигательному акту. Вследствие этого развивается торможение, снижается мышечная работоспособность.
По мере упражнений широко распространенное корковое возбуждение концентрируется в ограниченной группе мышц, непосредственно связанных с данным упражнением или двигательным актом, образуется очаг стационарного возбуждения, отчего движения становятся более четкими, свободными, координированными и более экономичными в смысле затрат времени и энергии.
На заключительной стадии образуется устойчивый стереотип, по мере повторения упражнения движения становятся автоматизированными, хорошо координированными, и они выполняются только за счет сопряжения тех групп мышц, которые необходимы для данного двигательного акта.
Систематической тренировкой достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела. Это увеличение достигается благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе (тренируемые мышцы увеличиваются в объеме, в связи с чем возрастает и их сила), а также в результате изменений, которые претерпевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Дыхание у тренированных людей в покое более редкое и доходит до 8—10 в 1 мин по сравнению с 16—20 у нетренированных. Уменьшение частоты дыхания сопровождается углублением дыхания, поэтому вентиляция легких не уменьшается.
При мышечной работе легочная вентиляция может доходить до 120 л в минуту. У тренированных людей увеличение вентиляции совершается за счет углубления дыхания, тогда как у нетренированных— за счет учащения дыхания, которое остается поверхностным. Углубленное дыхание тренированных людей способствует лучшему насыщению крови кислородом.
У тренированных людей происходит уменьшение числа сердечных сокращений, но увеличивается систолический (ударный) и минутный объем крови при незначительном учащении работы сердца. У нетренированных людей минутный объем увеличивается за счет учащения сердечной деятельности при незначительном повышении систолического объема.
Тренированность, которая может быть достигнута средствами физического воспитания ребенка, приводит не только к физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, она отражается на развитии высших нервных функций и психических процессов, способствует гармоническому развитию личности.
Утомление при различных видах мышечной работы, его возрастные особенности.
Тренированность к физическим нагрузкам имеет важное значение для уменьшения степени утомления при мышечных нагрузках. Утомлением называется временное снижение работоспособности целостного организма, его органов и систем, наступающее после длительной напряженной или кратковременной чрезмерно интенсивной работы. Физическое утомление наступает после длительных и интенсивных мышечных нагрузок. При резко выраженном утомлении развивается длительное укорочение мышц, их неспособность к полному расслаблению — контрактура. Понижение физической работоспособности связано как с изменением в самой мышце, так и с изменениями в центральной нервной системе. Роль ЦНС в развитии мышечного утомления впервые была установлена И. М. Сеченовым, который показал, что восстановление работоспособности одной руки после длительного подъема груза значительно ускоряется, если в период отдыха производить работу другой рукой. В отличие от простого отдыха такой отдых называется активным и рассматривается как доказательство того, что утомление развивается прежде всего в нервных центрах. О роли центральной нервной системы в развитии утомления свидетельствуют также данные о повышении работоспособности под влиянием положительных эмоций и мотиваций.
Связь утомления с деятельностью центральной нервной системы и периферического аппарата свидетельствует о том, что степень их зрелости определяет физическую работоспособность в детском возрасте. Чем младше ребенок, тем быстрее наступает физическое утомление при мышечных нагрузках. Очень низкий уровень энергетического обмена в мышцах новорожденных и грудных детей, а также незрелость нервной системы определяют их быструю утомляемость. Одним из существенных переломных этапов развития физической работоспособности является возраст 6 лет, характеризующийся высокими энергетическими возможностями скелетных мышц и выраженными изменениями в структурно-функциональном созревании центральной нервной системы. Вместе с тем у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не наступила окончательная дифференцировка скелетных мышц. Физическая работоспособность в младшем школьном возрасте в 2,5 раза меньше, чем у 15—16-летних. Важным переломным этапом в развитии физической работоспособности является возраст 12—13 лет, когда происходят существенные изменения энергетики мышечного сокращения. Повышение физической работоспособности в этом возрасте сказывается на показателях мышечной выносливости, в возможности перенесения длительных нагрузок с меньшей степенью утомления. Правильно дозированные физические нагрузки, учитывающие степень структурно-функциональной зрелости физиологических систем ребенка в различные возрастные периоды, предотвращают развитие длительного утомления. Повышению работоспособности учащихся способствует чередование умственного и физического труда.

Читать еще:  Можно ли делать аборт после кесарева?

Дата добавления: 2014-11-07 ; Просмотров: 694 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Выделяют три вида физических нагрузок: статические, при которых имеется длительное напряжение отдельных групп мышц (например, вынужденная рабочая поза, в которой приходится проводить определенное время), динамические, когда в группах мышц чередуется напряжение и расслабление (например, ходьба, бег, плаванье) и «взрывные», характеризующиеся очень сильным и кратковременным напряжением мышц (например, подъемы тяжестей). Есть, кроме того, и смешанные виды, а также гиподинамия (отсутствие любых видов нагрузок, за исключением, естественно, минимальной мышечной деятельности).

Динамические нагрузки могут быть малой, средней и высокой интенсивности. На динамическую физическую нагрузку дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, систолического артериального давления (ударного объема). Чем младше дети, тем в большей мере, даже на меньшую физическую нагрузку, они реагируют повышением частоты пульса, меньшим увеличением ударного объема, обеспечивая примерно одинаковый прирост минутного объема кровообращения. Что происходит в организме при малой динамической нагрузке (например, при ходьбе)? Работающим мышцам требуется больше кислорода, поэтому сердце усиливает свои сокращения и учащает их. Сердечная мышца тренируется, в ней активируется обмен веществ, усиливаются восстановительные процессы. Активируется гормональная система надпочечников и щитовидной железы (а при ожирении, например, эта система всегда угнетена в той или иной степени), усиливается сгорание углеводов, повышается усвоение мышцами кислорода. Активируются специальные системы, оказывающие гипотензивное (снижающее АД) действие (тут срабатывают механизмы обратной связи: поскольку сердце работает в усиленном режиме, то АД, соответственно, будет повышаться и организм включает механизмы, направленные на снижение АД).

А так как нагрузка невелика, то повышение АД будет незначительным, а вот реакция гипотензивных процессов, раз уж она началась, всегда идет достаточно интенсивно. К тому же, сосуды, проходящие в мышцах при ритмичной работе мышц, то сдавливаются, то освобождаются от сдавления. Мышцы то сжимают сосуды, выталкивая из них кровь, то отпускают их, позволяя сосудам наполняться кровью. Мы получаем как бы второе, «мышечное» сердце, которое помогает нашему сердцу, разгружает его (теперь понятно, почему даже больным инфарктом миокарда и сердечной недостаточностью рекомендуются неспешные прогулки?). Кроме того, улучшаются свойства крови, уменьшается слипание тромбоцитов, повышается содержание липопротеидов высокой плотности (это практически единственные вещества, способные растворять холестерин, выпавший в бляшку, и «вытаскивать» его из бляшки). Теперь посмотрим, что происходит, если нагрузка увеличивается и становится более интенсивной.

Читать еще:  Гепатомегалия печени и ее признаки

Если физическая нагрузка повышается, потребности организма в энергетическом обеспечении резко повышаются. Растет потребление кислорода (так как кислород – необходимый субстрат для воспроизводства энергии). Если до этого источником энергии, в основном, было «сгорание» углеводов, то теперь в качестве источника энергии начинают выступать жиры. «Сгорание» жиров начинается примерно через 15–20 минут работы.

Отсюда выводы: если Вам необходимо сбросить вес, лишние калории или поступивший с пищей избыток холестерина, физическая нагрузка должна быть не менее 20 минут, до этого в основном «сгорают» углеводы. Повышается артериальное давление, частота пульса, содержание в крови адреналина и других активизирующих гормонов. Если подобная нагрузка продолжается не слишком долго (как долго – это вопрос состояния здоровья, возраста, тренированности и т.д.), то сердце и весь организм получают хорошую тренирующую нагрузку. Более того, считается, что только такая нагрузка (предъявляющая повышенные требования к организму) и может развивать адаптирующие возможности организма.

На определенном этапе прирост нагрузки перестает давать адекватное увеличение работоспособности сердца. При наращивании нагрузок наступает момент, когда клетки организма вообще не состоянии обеспечить непомерно возросшие потребности в энергетических веществах и в первую очередь в кислороде.

Наступает «кислородный предел», за которым нагрузка начинает стремительно разрушать организм: идет повреждение мышечной системы, сердца, сосудов, головного мозга, нарушаются газовый, белковый, углеводный, жировой, гормональный и другие виды обмена веществ и т.д. (хорошо известное заболевание спортсменов, известное как миокардиодистрофия вследствие физического напряжения, относится именно к этому классу заболеваний).

Действие статических нагрузок на организм. При статических нагрузках имеется напряжение мышц без их укорочения или удлинения. Т.е. мышцы напряжены, но никакой внешней работы не наблюдается. Что при этом происходит? Мышцы напряжены, в них идет активный расход энергии и накопление продуктов этого распада, в первую очередь, молочной кислоты. Но поскольку динамического сокращения мышц не происходит, а кровеносные сосуды стиснуты напрягшимися мышцами, сердцу приходится проталкивать кровь через сосуды, длительно сдавленные напряженными мышцами. Если при динамической нагрузке мышцы, то напрягаясь, то расслабляясь попеременно сжимают и отпускают сосуды, то в этой ситуации такого не происходит.

Отсюда понятно, что нагрузка на сердце резко и очень значительно возрастает. Кроме того, нарушается не только приток, но и отток крови – ухудшается удаление вредных продуктов распада энергетических структур, жидкость застаивается в тканях и клетках, нарушая их естественный обмен веществ. Происходит выброс гормонов и гормоноподобных веществ, которые значительно повышают давление, увеличивают нагрузку на сердце. Физическое напряжение мышц в подобных экстремальных условиях оказывает очень сильный тренирующий эффект на мышцы, способствует быстрому наращиванию физической силы и выносливости, обладает и еще рядом аналогичных качеств (например, некоторые исследователи считают, что небольшие статические (вернее, изометрические) нагрузки способны активировать системы, понижающие АД), но в целом влияние статических нагрузок на сердечно-сосудистую систему нельзя признать благоприятным.

«Взрывные» нагрузкипо своему воздействию на сердце являются самыми неблагоприятными. Предъявляемые требования к сердцу при этом заключаются в необходимости обеспечения значительного мышечного напряжения (например, при поднятии штанги) и сочетают в себе как механизм статического напряжения, когда нарушается кровоток в напряженных мышцах, так и механизм динамического напряжения. Даже несмотря на кратковременность “взрывных” нагрузок, сердце испытывает серьезную перегрузку. Резкое повышение напряжения с «нуля» почти до максимума, вызывает:

– значительное повышение потребности сердца в кислороде и ухудшение коронарного кровотока;

– резкий выброс гормонов надпочечников (адреналина и др.), что при повторяющихся ситуациях способно привести к изменениям в надпочечниках;

– повышение сахара и холестерина в крови;

– повышение артериального давления и избыточную нагрузку на сосуды, что при определенных условиях может привести к разрыву того или иного кровеносного сосуда (в худшем варианте, к инфаркту, инсульту и т.д.);

– срыв адаптационных вегетативных механизмов, что способно вызывать помимо прочего и нарушение нормальной работы внутренних органов.

Внимание! Важно уметь хотя бы приблизительно оценивать свои физические возможности.

Для определения физической работоспособности (и соответственно, определения оптимальных для данного человека физических нагрузок) существуют различные способы, от самых простых и приблизительных до высокоточных, но сложных и требующих наличия специальной аппаратуры. Самым простым способом дозирования нагрузок является определение максимальной и субмаксимальной ЧСС (пульса). Максимальным пульсом называется частота пульса, которая соответствует той работе сердца, при которой достигается максимально возможное потребление кислорода работающими мышцами.

Существуют специальные таблицы, определяющие максимальный пульс (ЧСС) для каждого возраста, но существует и известная упрощенная формула: 220 – возраст (т.е., если вам 45, то ваш максимально допустимый пульс равен 220 – 45 = 175). Субмаксимальный пульс рассчитывается как 75 или 85 процентов от максимального. Он соответствует тренирующим нагрузкам.

Людям, имеющим проблемы с сердцем, субмаксимальный пульс устанавливаем в 75%, людям, тренированным и практически здоровым можно считать субмаксимальным пульс в 85% от максимально допустимого.

Внимание! Максимальный эффект для здоровья мы получаем при нагрузке, соответствующей субмаксимальному пульсу (ЧСС), и ни в коем случае нагрузка не должна давать ЧСС (пульс), превышающий максимально допустимый уровень.

Помните, что нагрузка должна возрастать постепенно, постепенностьглавное условия сохранения здоровья!

И не забывайте четыре основных принципа, сформулированных академиком П.К. Анохиным: постепенность, регулярность, доступность, контроль!

По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются и ее реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. Возрастные особенности этих реакций отчетливо проявляются как при постановке специальных функциональных проб, направленных на выявление состояния сердечно-сосудистой системы, так и в процессе выполнения физических упражнений, в процессе труда.

Минутный объем сердца тренированные дети и подростки по сравнению со своими нетренированными сверстниками обеспечивают за счет увеличения ударного объема и в меньшей степени за счет частоты сердечных сокращений. Проявляется и другая примечательная особенность: время восстановления гемодинамических показателей у тренированных учащихся короче, чем у нетренированных. В ответ на большую нагрузку у тренированных школьников 15 лет количество крови, выбрасываемое за 1 мин, достигает такого объема, которое позволяет обеспечить кислородом работающие органы. При большой нагрузке особенно ярко проявляются различия в реакциях сердечно-сосудистой системы тренированного и нетренированного школьника.

У юных спортсменов (16–18 лет) после дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 с или 60 подскоков) частота сердечных сокращений увеличивается на 60–70 %, систолическое артериальное давление повышается на 25–30 %, а диастолическое снижается на 20–25 %; пульс возвращается к исходной частоте через 1,0–1,5 мин. Такая реакция расценивается как благоприятная. На аналогичную нагрузку нетренированные подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений на 100 %, максимального артериального давления на 30–40 % и снижением минимального на 10–15 %; пульс возвращается к величинам до нагрузки через 2–3 мин после ее завершения.

Внимание! Занятия физической культурой и трудом в пределах возрастных границ допустимых физических нагрузок – наиважнейшая мера укрепления сердца!

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector