Расстройство речи у детей
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Расстройство речи у детей

Нарушения речи у детей

Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.

Развитие речи у каждого ребенка происходит в собственном ритме, поэтому не все задержки или нарушения речи у детей нужно считать патологиями. Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи по месяцам и годам:

  • С рождения до 4 месяцев ребенок без нарушений речи должен эмоционально реагировать на голоса взрослых, агукать, улыбаться, плакать.
  • До года ребенок должен научиться произносить простые слоги «ма-ма-ма», «ав-ав» и т.д.
  • От 12 до 18 месяцев ребенок должен знать имена родных, реагировать на них, узнавать указываемые предметы, знать их названия.
  • До двух лет включительно ребенок учится использовать простые словосочетания с существительным и глаголом в составе.
  • В 3 и 4 года ребенок без нарушений речи уже может составлять длинные предложения и относительно четко произносить звуки.
  • К шести годам ребенок должен владеть более 2500 слов, иметь правильное произношение, уметь пересказывать события, правильно использовать времена.

Нарушения речи у детей диагностируют в случае заметного отставания от этих приблизительных норм. Помимо задержки речевого развития, существует несколько видов нарушений речи у детей, которые, также могут встречаться и у взрослых.

Причины нарушения речи у детей:

Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:

  • Внутриутробные патологии, наследственность
  • Родовые травмы, недоношенность
  • Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка
  • Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств
  • Стрессы матери
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы
  • Нарушения слуха

Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.

Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.

Виды нарушений речи у детей:

  • Дисфония (афония) – изменение голосового аппарата посредством напряжения и спазма в связках. При этом заболевании голос становится хриплым, меняются высота и тембр.
  • Брадилалия – правильная, но сильно замедленная речь. Существует обратное этому нарушение речи – тахилалия. В этом случае речь сильно ускорена, могут пропускаться или повторяться отдельные слоги.
  • Заикание – нарушенная ритмика речи, возникает из-за судорог в речевом аппарате.
  • Дислалия – нарушение речи, связанное с затруднением произношения отдельных фонем, например, шепелявость и картавость.
  • Ринолалия – гнусавость
  • Дизартрия – происходит из-за плохой подвижности органов речи, в результате страдает артикуляция. Приводит также к нарушениям письма, чтения и речи в общем.
  • Алалия – возникает из-за недоразвитости речевых центров мозга. Заболевание может быть врожденным или приобретенным.
  • Афазия – означает утрату уже сформированных функций и вызывается поражением речевых зон лобной коры. При этом серьезном нарушении речи, у детей наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную к ним речь и говорить самому.

К наиболее серьезным нарушениям речи относят алалии, афазии и их виды.

Лечение нарушений речи у детей

Лечение нарушений речи у детей проводят в нескольких направлениях – это логопедическая, психологическая, педагогическая, неврологическая работа с возможным применением лекарств. Огромное значение в успешности лечения играет участие родителей и обстановка в семье.

Если с небольшими нарушениями речи может справиться детский логопед, то такие заболевания как различные алалии требуют комплексного подхода и участия нескольких специалистов, а само лечение может быть достаточно продолжительным.

В большинстве случаев лечения нарушений речи заметна положительная динамика. Однако, в школе у ребенка с алалией и афазией могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Для улучшений интегральных свойств мозга, детям нередко назначают ноотропные препараты, улучшающие память, нейронные связи, стимулируют психические процессы.

Родители должны помнить, что нарушения речи у детей в дошкольном возрасте могут повлечь последствия в дальнейшем, если не приступить к их коррекции и лечению.

Консультация: Нарушения речи. Какие они бывают?

Марина Касаткина
Консультация: Нарушения речи. Какие они бывают?

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ. КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, и требуют логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии – возможны разнообразные трудности обучения в школе.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Если ребенок родился здоровым,задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш тренирует мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речивызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба, психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши – в правом полушарии. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Один из самых распространенных дефектов речи это ДИСЛАЛИЯ (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.) Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение, либо смело заменяет один звук другим.

Дислалия бывает простая (неверно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) и сложная (нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).

До трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка, и его артикуляционный аппарат к правильному произношению, речи с помощью развития артикуляционной моторики, развития мелкой и общей моторики, развития правильного речевого дыхания.

ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии:

– расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная);

нарушение голосообразования;

– изменение темпа и ритма речи;

Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях (бывает легкая, средняя, тяжелая формы дизартрии).

При дизартрии логопеды встречаются с большими трудностями в период постановки и автоматизации звуков в речи. Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Основные жалобы при дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов.

Чаще всего дизартрия диагностируется логопедом (который предполагает данный диагноз). В такой ситуации необходимо проконсультироваться у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к.при дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

При обследовании дизартрии,отмечаются: нарушение в общей моторике – движения неловкие, ребенок быстро утомляется. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Нарушенияв мелкой моторике рук:дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. Плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать, отмечается моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Прослеживаются трудности пространственного расположения элементов на рисунках и другие трудности.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (плохой почерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляционного аппарата:

– вялые губы, уголки рта опущены, во время речи губы остаются вялыми; язык неактивный, находиться в пассивном состоянии (лежит на дне ротовой полости);

-мышцы лица на ощупь – твердые, напряжены;губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам; многие дети не могут сделать трубочку из губ;язык чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный, мимика отсутствует;

Читать еще:  Что делать если муж унижает и оскорбляет?

– дрожание языка, голосовых связок, которое отмечается при нагрузках – повышенный тонус;

– может отмечаться невозможность выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому; у некоторых детей отмечаются хаотичные движения, «нащупывание» нужной артикуляционной позы;

– отклонения языка от средней линии;

Звукопроизношение при дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков. Звуки при дизартрии долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен.

АЛАЛИЯ – полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Обратитесь к специалисту, если,Ваш малыш: не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки. Не прислушивается (как это делают слабослышащие дети, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей.

ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МОТОРНООЙ АЛИЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛИ, ИМЕЮЩИЕ РЕБЕНКА С АЛАЛИЕЙ, ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО СУДЬБА ИХ РЕБЕНКА В ИХ РУКАХ. ЕСЛИ РЕБЕНОК БУДЕТ В БАЛГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ, ТО ОН МОЖЕТ СТАТЬ ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ЗАЙМЕТ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С АЛАЛИЕЙ ОКАЗЫВАЮТ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ САДЫ; ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ И НЕВРОПАТОЛОГИ В ПОЛИКЛИНИКАХ. Некоторые дети успевают в дошкольном возрасте настолько продвинуться в речи, что идут в массовую школу, где все-таки не так легко обучаться, особенно первый год. А другие дети с алалией идут в речевую школу.

ЗАИКАНИЕ- это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

Устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму.

Физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи – это запинки несудорожного характера.

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей. Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы – это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей.

Обратитесь к специалисту,если Ваш малыш:

Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время

употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

затрудняется перед началом речи.

делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше) – такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюдать рекомендации логопеда.

Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил, которые, так же вам объяснит логопед.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

ТАХИЛАЛИЯ – патологически быстрый темп речи (20-30 звуков в секунду вместо 10-12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического

БРАДИЛАЛИЯ – патологически замедленный темп речи. Речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией.

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Конспект беседы по ПДД «Что такое светофор?», «Какие бывают переходы» Цель: познакомить детей со знаками «пешеходный переход» и его видами. Закрепить знания о сигналах светофора. Задачи: 1. Развивать наблюдательность.

Конспект НОД «Какие бывают виды хлебобулочных изделий» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие бывают виды хлебобулочных изделий» в подготовительной.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Какие бывают мальчишки?» программное содержание: Продолжать учить детей рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер, настроение людей.

Конспект занятия «Какие бывают переходы? Что такое светофор?» в старшей группе Цели: – закрепить знание правил дорожного движения; – систематизировать представление детей о транспорте; – формировать системное видение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Какие бывают игрушки» Цель: знакомства детей с различными материалами из которых делают игрушки (дерево, бумага, пластмасса,резина, ткань, закрепление знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Какие бывают книги» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Какие бывают книги» Цель: Расширить знания детей.

Консультация для воспитателей «Нарушения речи у дошкольников» Консультация для воспитателей. Тема: «Нарушения речи у дошкольников». Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается в различных учреждениях.

Темпо-ритмические нарушения речи у дошкольников с дизартрией Темпо-ритмическое нарушение это сложное психофизиологическое расстройство, нарушение плавности речи. Плавность речи связана.

Конспект ООД с детьми младшей группы «Какие разные бывают листочки» ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Конспект ООД с детьми младшей группы “Какие разные бывают листочки” Задачи: 1. Закрепить знание основных цветов. 2. Развивать.

Нарушение речи у детей

Рассказывает детский психиатр, психотерапевт

В настоящее время нарушения развития речи очень распространены, речевое развитие у детей задерживается достаточно часто. Это может быть связано с аномалиями внутриутробного развития, гипоксией плода, неврологическими изменениями при рождении. Причиной также может быть недостаток общения с родителями, особенности семьи.

  • В год-полтора словарный запас малыша обычно включает до 6-7 отдельных слов, таких как «папа», «мама», «баба», «дядя». Ребенок всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Малыш уже понимает обращенную к нему речь, на картинках показывает знакомые слова. В это время активно развиты лепет и жестикуляция. Родители должны понимать, что ребенок хочет.
  • До двух лет словарный запас увеличивается до 20 слов. Это могут быть как отдельные слова, так и подражание животным или начальные слоги слов. Малыш начинает называть свое имя. К 2 годам ребенок начинает показывать на пальчиках свой возраст. Это тоже относится к развитию речевой функции. Фразовой речи, как правило, в этом возрасте еще нет. Могут быть словосочетания или небольшие фразы из коротких слов.
  • После 2 лет у ребенка появляется фразовая речь. У некоторых детей в 2 года только начинает формироваться словарный запас, в то время как жестикуляция и жестовая речь уже хорошо развиты. В этом случае родителям необходимо больше общаться с ребенком, называть все предметы и вещи, которые его интересуют, просить, чтобы малыш повторил. Если ребенок не хочет говорить, нужно самим объяснять и рассказывать. После 2 лет словарный запас должен быть 50 слов и более.

Сейчас у детей наблюдается тенденция уменьшения словарного запаса. Это может быть связано с развитием гаджетов, отсутствием необходимости общения. Родители стараются понять ребенка с полуслова, поэтому у малыша нет мотивации. Важно стимулировать его к общению.

Когда обращаться к врачу

Начинать беспокоиться можно, если после двух – двух с половиной лет речь продолжает отсутствовать. Именно поэтому диспансеризация у неврологов и психиатров начинается в этом возрасте. В случае если у ребенка маленький словарный запас или отсутствует речь, он берется под наблюдение и при необходимости направляется к логопедам для ускорения развития речи.
После 2,5 лет нарушения развития речи могут быть следствием ряда заболеваний, не относящихся к неврологии. Это аутизм и умственная отсталость. В этом случае кроме задержки речевого развития присутствует второстепенная симптоматика: отгороженность от внешнего мира, отсутствие вспомогательных жестов, непонимание обращенной речи, отсутствие контакта с окружающими. В этом случае стоит обращаться к неврологу.
Профилактические осмотры – лучший метод ранней диагностики. Невролог каждый год наблюдает ребенка, следит за его развитием. В ежегодный check-up в ЕМС входит обследование и консультация психиатра. Если подозревается нарушение речи, поворотное обследование рекомендуется пройти раньше, например, через полгода, либо ребенок направляется логопеду, чтобы скорректировать задержку на ранних стадиях.

Виды нарушения речевого развития

  • Алалия – полное отсутствие речи на фоне отсутствия проблем со слухом и артикуляционным аппаратом. Детей старше 3 лет с задержкой речевого развития мы направляем на МРТ, чтобы оценить участки головного мозга, которые задействованы в развитии речи, и определить степень нарушения.
    Алалия – тяжелое нарушение речи, при котором ребенок не понимает смысл обращенной речи, а лишь распознает отдельные звуки. Дети не могут самостоятельно начать разговаривать, поэтому необходима помощь специалистов: нейропсихолога, логопеда, психиатра и невролога.
  • Дизартрия – полное отсутствие речи вследствие недостаточного развития артикуляционного аппарата. Ребенку очень тяжело воспроизводить звуки, поэтому произношение нечеткое, смазанное, происходит, ускорение либо замедление темпа речи, нарушение дыхательного ритма при разговоре. Возможны затруднения жевания. В этом случае также необходима логопедическая, нейропсихологическая и неврологическая поддержка.
  • Дислалия – невозможность воспроизводить отдельные звуки. Часто бывают проблемы с произношением «Р», «Л», «Т». При коррекции очень важна логопедическая работа и занятия с нейропсихологом. При проблемах с произношением с трех лет уже нужно обращаться к логопеду. Логопедическая поддержка детей длительная, вплоть до школьного возраста, потому что дислалия тяжело поддается коррекции.
Читать еще:  Финлепсин показания к применению

Многие родители думают, что речь сама сформируется к школе, но это не так. Часто у детей с задержками развития речи в школе появляются проблемы с успеваемостью. Им тяжело воспринимать и излагать информацию, могут развиваться нарушения письма. Полное речевое развитие происходит до шести лет, после этого возраста помочь намного сложнее.

Диагностика нарушений развития речи у детей

Как правило, пациентов к нам направляют неврологи. Психиатр в первую очередь исключает более серьезные патологии, такие как расстройства аутистического спектра или задержку психоэмоционального развития. Доктор консультирует сначала родителей, потом ребенка. Обследование детей с нарушением речи также включает нейропсихологическую, логопедическую диагностику. Потом логопед совместно с нейропсихологом разрабатывают план индивидуальной коррекции.

Лечение нарушений речевого развития в ЕМС

Основа лечения – коррекционная работа с логопедом и нейропсихологом. В ряде случаев требуется медикаментозно-поддерживающая терапия, которую назначает психиатр. Нейрокогнитивная терапия включает задания на развитие головного мозга, сенсорные упражнения.
Психиатр и невролог контролируют лечебный процесс. Все специалисты взаимодействуют друг с другом, при необходимости мы можем подключить любого профильного детского специалиста, в кратчайшие сроки провести любую диагностику. Максимальный эффект от лечения достигается благодаря всесторонней поддержке и одновременному взаимодействию врачей различных специальностей.

Нарушения речи у детей

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.

Родовые травмы

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.
Читать еще:  Виды препаратов для ингаляций

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Рекомендации

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

Причины нарушения речи у детей

Иногда случается так, что в речи ребенка появляются отклонения. Такому малышу трудно или даже невозможно общаться с окружающими.

Какие бывают нарушения речи?

Почему возникают речевые нарушения?

Как действовать, если у ребенка появились признаки нарушений?

Ответы на эти вопросы можно найти здесь.

Что указывает на речевые нарушения у детей

Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.

Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.

  • В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден.
  • После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
  • После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
  • Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
  • К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
  • В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой.
  • В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
  • В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
  • В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке.

Причины нарушения речи у детей

Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.

Внутриутробные патологии

На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:

  • гипоксия,
  • инфекционные заболевания,
  • травмы живота,
  • алкоголь,
  • курение,
  • употребление наркотических веществ,
  • бесконтрольный прием лекарств,
  • несовместимость резус-факторов мамы и малыша.

Наследственность

К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка).

Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.

Родовые травмы

К этим факторам относятся:

  • недоношенность,
  • малый вес ребенка,
  • асфиксия (удушье),
  • акушерские травмы.

Послеродовые патологии

  • перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
  • травмы артикуляционного аппарата.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

К таким причинам относятся:

  • недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
  • неверный пример речи от взрослых,
  • сильный испуг, стресс, психические травмы.

Виды речевых нарушений

Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.

Психолого-педагогическая классификация

Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.

ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха.

ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.

ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.

Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.

Клинико-педагогическая классификация

Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.

По нарушению образования голоса:

  • дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
  • ринофония — носовое звучание голоса;
  • фонастения — нарушение силы голоса;
  • афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.

По ритму и темпу речи:

  • брадилалия — слишком медленная речь;
  • тахилалия — чрезмерно быстрая речь.
  • дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
  • ринолалия — аномальные органы артикуляции;
  • алалия — полное отсутствие речи;
  • афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.

По функциям письма и чтения:

  • дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
  • аграфия — невозможность освоения письма;
  • дислексия — нарушение чтения.

Нарушение речи дошкольников

Речь активно формируется в дошкольном возрасте. Но при этом многие неблагоприятные факторы могут сильно повлиять на ее развитие.

Одни из самых распространенных нарушений речи у дошкольников — это мутизм (когда ребенок перестает говорить из-за перенесенного сильного стресса), алалия и заикание.

Если у ребенка имеются нарушения речи, нельзя закрывать на них глаза. Необходимо обратиться к специалисту для их исправления!

Исправление и коррекция речи ребенка

Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.

  • Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
  • Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
  • Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
  • Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
  • К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
  • На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика.
  • Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.

Рекомендации для родителей

  • С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
  • Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
  • Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
  • Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
  • Нужно четко произносить звуки. Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
  • Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
  • Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
  • Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
  • Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.

Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание.

Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.

Для достижения максимального коррекционного эффекта нужно регулярно заниматься с ребенком и дома.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector