Речь при дизартрии
Prosimptomy.ru

Медицинский портал

Речь при дизартрии

Фонетическая и просодическая сторона речи при дизартрии

Дизартрия – это патология, которая обусловлена дисфункцией составляющих экстрапирамидной системы головного мозга. Заболевание сопровождается речевыми расстройствами, что объясняется нарушением иннервации речевого аппарата. Просодическая и фонетическая сторона речи при дизартрии наиболее часто наблюдается у детей. Связная речь при дизартрии становиться нарушенной, что может привести к затруднениям в процессе обучения и взаимодействии с окружающими людьми. В Юсуповской больнице выполняют комплексное лечение дизартрии с различными проявлениями. Пациенту назначается адекватная терапия с учетом индивидуальных особенностей, которая позволяет устранить проявления заболевания.

Характеристика дизартрии как речевого нарушения

Дизартрия возникает в результате искажения передачи нервных импульсов от головного мозга к речевому аппарату. Это может быть следствием некоторых врожденных патологий, травмы головы, перенесенного инфекционного заболевания, токсического отравления. Дизартрия проявляется нарушениями речи, которые могут иметь разнообразный характер. Когда у человека присутствует быстрая и невнятная речь – это дизартрия.

Дизартрия часто сочетается с другими речевыми расстройствами, такими как:

  • Изменение темпа речи;
  • Заикание;
  • Скандирование;
  • Прерывистость и внезапные остановки при произношении слов;
  • Изменение громкости голоса;
  • Невнятная артикуляция;
  • Нарушения речевой просодии;
  • Изменения фонации.

У человека возникают сложности при звукопроизношении, что препятствует членораздельной речи. В зависимости от вида дизартрии нарушения могут проявляться по-разному и комбинироваться между собой. Человек не может интонировать речь, делать акценты на словах или слогах, произносить некоторые буквы или их сочетания.

Поскольку дизартрия имеет множество проявлений, то терапия должна составляться исходя из их характера. Специфические дефекты требуют различных логопедических приемов, учитывая тяжесть состояния.

Особенности темпо-ритмической стороны речи при дизартрии

Дизартрия – дефект речи, проявляющийся в расстройстве просодики и фонации. Просодическая сторона речи неразрывно связана с работой по развитию голоса. При формировании интонационных способностей очень важно научить человека управлять повышением и понижением голоса и использовать его различные высоты для придания речи выразительности.

Просодия отвечает за умение произносить ударные и неударные, краткие и долгие слоги. Это система воспроизведения стихотворений. Просодия относится к фонетической стороне речи и представляет собой набор темпо-ритмических свойств. К основным просодическим компонентам относятся:

  • Ударение;
  • Дикция;
  • Интонация;
  • Мелодика;
  • Темп и ритм речи;
  • Паузы;
  • Речевое дыхание;
  • Сила и громкость голоса.

У пациентов с дизартрией наблюдаются нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения. Они не могут выделять слова и слоги для предания речи мелодичности и ритмичности. Возникают сложности при расстановке пауз, выбор темпа речи. Произношение текста в этом случае выглядит монотонно и невыразительно.

Особенности голоса при дизартрии

Нарушение голоса при анартрии и дизартрии связано с искажением речевого дыхания. Синдром голосовых расстройств при дизартрии сопровождается усиленным грудным дыханием, по сравнению с брюшным. В результате неправильного дыхания происходит сложность при произношении слов и слогов слитно. А утрата силы голоса и неконтролируемость его громкости развивается на фоне пониженного мышечного тонуса голосовых связок.

Пациенты не могут изменять высоту и силу голоса. Они произносят звуки нечетко и не могут соединять их в слоги, слова или словосочетания. Они не используют интонацию для выделения определенных элементов текста.

В логопедической практике применяются методики для обучения пациента произвольно повышать или понижать голос в зависимости от ситуации (в определенных слогах, звуках, фразах). Пациента обучают различным видам интонации для выделения слов и характера предложения (повествовательное, вопросительное или восклицательное). Таким образом формируется умение применять силу голоса и интонации в повседневной жизни.

Лечение в Москве

В Юсуповской больнице выполняют качественное лечение проявлений дизартрии. Терапия начинается с диагностики с использованием современного оборудования для установления причины патологии. На основании полученных данных выполняется корректировка состояния или его полное устранение (если выявленные нарушения обратимы). Качественная диагностика необходима для составления максимально эффективного лечения, которое поможет нормализовать работу речевого аппарата.

Терапия дизартрии выполняется опытными неврологами и логопедами, владеющими результативными методиками устранения данного расстройства. Врачи составляют индивидуальный план лечебных мероприятий, который позволит комфортно и качественно снизить проявления или избавиться полностью от недуга. Дополнительно пациенту может быть предоставлена помощь психолога, если дизартрия вызывает психоэмоциональные расстройства, ухудшающие качество жизни.

Дизартрия- расстройство звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.

Дизартрия является симптомом тяжёлого органического мозгового поражения или недоразвития бульбарного или псевдобульбарного характера,которые, в свою очередь , могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково- бульбарную( или пирамидную), мозжечковую,ретикуляторную формацию, корковую постцентральную и прецентральную речедвигательные зоны. При дизартрии нарушена передача нервных импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов на различных уровнях, в результате чего к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают сигналы, страдает функция черепно- мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи( тройничный, подъязычный, языкоглоточный, лицевой, блуждающий).

Главными клиническими признаками дизартрии являются:

  • нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
  • ограниченная возможность произвольных артикуляторных движений за счёт параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
  • расстройство дыхания и голосообразования;

Этиологическими факторами дизартрии являются различные органические поражения центральной нервной системы(ЦНС) в результате воздействия многочисленных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка в перинатальном, натальном и постнатальном периодах.

В перинатальном: хроническая интоксикация организма матери(алкоголь,курение и т.д.), вирусные заболевания, несовместимость по резус-фактору и др.

В натальном:поражение головного мозга ребёнка в процессе родов( стремительные или затяжные роды, слабость родовой деятельности).

В постнатальном: в результате инфекционных заболеваний (менингиты и менингоэнцефалиты) и черепно-мозговых травм в первые годы жизни ребёнка.

Различные исследователи показывают,что дизартрия диагностируется у детей, страдающих детским церебральным параличом(ДЦП) в 65-85% случаев.

Классификация дизартии.

Определяют следующие формы дизартрии: псевдобульбарную,бульбарную, экстрапирамидную( или подкорковую), мозжечковую,корковую.

На основе синдромологического подхода выделяют следющие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом:

  1. Спастико-паретическую.
  2. Спастико-регидную.
  3. Спастико-гиперкинетическую.
  4. Спастико-атактическую.
  5. Атактико-гиперкинтическую.

Формы дизартрии:

Бульбарная дизартрия-возникает при заболеваниях продолговатого мозга различного генеза(воспаления, травмы,опухоли).Поражаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов, что приводит к параличу мышц глотки, гортани,языка,мягкого нёба.В результате возникает дисфагия– нарушение глотания пищи и дисфония– нарушение голоса( он становится слабым,назализированным,охриплым). В речи отмечается оглушение звонких звуков. Лицо у детей с бульбарной дизартрией,как правило, амимично.

Подкорковая дизартрия– возникает при поражении узлов головного мозга, которое приводит к нарушению мышечного тонуса и гиперкинезам-насильственным непроизвольным движениям в области артикуляторной и мимической мускулатуры, неконтролируемых ребёнком. Темп речи непроизвольно ускоряется или замедляется. Иногда в речи отмечаются непроизвольные выкрики ,спорадическое дыхание. Нередко при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха,осложняющее речевой дефект.

Мозжечковая дизартрия связана с поражением в области мозжечка, характеризуется скандированной рубленой речью. У детей встречается редко.

Корковая дизартрия представляет большие трудности для диагностики. Характерным для этой формы является нарушение произвольной моторики мышц артикуляционного аппарата. Ребёнок может непроизвольно облизывать губы кончиком языка, при этом произвольные движения для него не доступны. Дифдиагностика с моторной алалией. Отличительной особенностью детей с моторной алалией является отсутствие первичных нарушений лексико-грамматической стороны речи, ведущим симптомом оказывается нарушение звукопроизношения, вызванное расстройствами моторного характера.Часто при убыстренном темпе возникают запинки,схожие с заиканием. При коррекции дефектные звуки относительно быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в спонтанной речи.

Псевдобульбарная дизартрия- наиболее распространённая форма дизартрии у детей, которая возникает при поражении проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного,блуждающего и подъязычного нервов, в результате чего возникает псевдобульбарный паралич/ парез дыхательных, голосовых, и артикуляционных мышц.

В результате псевдобульбарного паралича у ребёнка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосёт, попёрхивается, захлёбывается, плохо глотает. Отмечена повышенная саливация , амимия.

По степени выраженности отмечают три степени псевдобульбарной дизартрии: тяжёлую, среднюю, лёгкую.

1.Тяжёлая степень- анартрия– характеризуется глубоким поражением мышц и полной их неподвижностью. Лицо ребёнка,страдающего анартрией маскообразное, рот постоянно полуоткрыт, нижняя челюсть отвисает. Язык неподвижно распластанно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь часто отсутствует полностью.Иногда ребёнок произносит отдельные нечленораздельные звуки или передаёт ритмическую структуру.Дети с анартрией при хорошем умственном развитии могут обучаться в спедиальных школах для детей с нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.

2.Дети со средней степенью дизартрии составляют многочисленную группу. У них отмечается обильное слюнотечение,затруднены акты жевания и глотания, нарушены движения мимических мышц. Движения языка также ограничены: ребёнок затрудняется поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в заданном положении. Речь таких детей неразборчива, невнятна,смазанная, тихая. Характерна нечёткая из-за малоподвижности артикуляция гласных, произносимых обычно с носовым выдохом. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо. Звонкие согласные часто заменяются глухими. Из согласных реже нарушаются звуки [ п] ,[т],[м],[н], [к], [х]. Фонемы[ ц] и [ч], [р] и[л] произносятся приближённо, появляется носовой оттенок с неприятным ” хлюпающим” призвуком.

Читать еще:  Как сделать крахмал?

Наиболее благоприятные условия для обучения таких детей созданы в специальных коррекционных школах( 5-го вида), где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.

3.Лёгкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Расстройства жевания и глотания проявляются неярко, отмечаются редкие попёрхивания. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков [ж], [ш], [р], [ц], [ч]. Основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в лёгкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

Такие дети при сохранном слухе и интеллекте посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте логопедический пункт при общеобразовательной школе. нередко лёгкую степень псевдобульбарной дизартрии называют стёртой дизартрией.

Стёртая дизартрия– речевая паталогия , проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Она очень часто проявляется в речевой практике. Исследования показали, что в группах для детей с ОНР до 50% детей,а в группах с ФФН до 35% детей имеют стёртую дизартрию. Для стёртой дизартрии характерны невнятная речь: плохая дикция; искажение звуков; замена звуков в сложной по слоговой структуре словах. Стёртая дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет.Для таких детей также характерны расстройства общей и мелкой моторики, анатомо- физиологические особенности артикуляционного аппарата, специфичность звукопроизношения, просодики и общего речевого развития, которые детально описаны Е.Ф. Архиповой.

Речь при дизартрии

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядернаяжелтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита),гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом,нейросифилисом, олигофренией.

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органическогозаикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Читать еще:  Утром чувство горечи во рту. В чем может быть причина?

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речипри дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии,иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

polakova_logo

Все про логопедию

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды

Структуру речевого дефекта, составляет нарушение звукопроиз-носительной стороны речи.
Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезии, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования.
Речь при дизартрии смазанная, нечеткая.

Спастичность – повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комком» оттянут на зад, спинка его спастически изогнута, приподнята в верх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому небу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков.
(палатализация). Иногда спастичный язык «жалом», вытянут в перед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольно е смыкание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, приоткрыт. При этом наблюдается повышение слюнотечения (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены.
Гипотония– снижение тонуса мышц.
При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. Рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого неба притятствует достаточному продвижению небной занавески
вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. Голос приобретает носовой оттенок ( назализация).
Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может наблюдаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония искажает артикуляцию. Особенность звукопроизношения при дистонии – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
У детей с неврологической патологией часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре( так же, как и в скелетной). Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной – гипотония.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц.
Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата – это основное проявление пареза этих мышц.
Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении мышц языка.
Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть разной – от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. В первую очередь нарушаются наиболее тонки и дифференцированные движения ( поднимание языка вверх).
Специфические нарушения звукопроизношения:
– стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
– специфические трудности автоматизации звуков (длительность времени автоматизации). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются;
– нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков ( усредненность или редуцированность гласных);
– преобладание межзубного и бокового произношения свистящих с з, ц, и шипящих ш ж ч щ звуков;
– оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса;
– смягчение твердых согласных звуков ( палатализация);
– нарушения звукопроизношения особенно выражено в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.
В зависимости от типа нарушения все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажения звуков) и фонологические (замены, смешения). При дизартрическом расстройстве наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука.
Нарушения дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха ( поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.
Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса ( тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса ( глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, готанный).
Нарушения просодики( мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
Мелодико-интонационные расстройства часто относятся к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Они в большей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Наблюдается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций ( ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже – в ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи ( скандированность-«рубленая» речь, когда наблюдается дополнительное количество ударений в словах).
Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
У детей с дизартрией отмечается слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.
При дизартрии встречаются вегетативные расстройства.
Частым вегетативным расстройством является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, порезом губных мышц. Данное расстройство утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате и снижения самоконтроля. Встречается вегетативное расстройство, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.
У детей с дизартрией часто затруднен акт приема пищи, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Встречается нарушение координации между дыханием и глотанием.
Дизартрические нарушения могут сопровождаться синкинезиями.
Синкинезии – непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка)
Оральные синкинезии – открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.
Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
Нарушение координации движений (атаксия)
Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи.
Дисметрия – это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым утрированным, замедленным движением, чем это необходимо ( чрезмерное увеличение двигательной амплитуды) Так же наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия).
Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.
Гиперкинезы – непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка.
Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Отмечается при атактической дизартрии .
В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.
Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969,1971,1979,1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N. О’. Dwer, 1984.

Читать еще:  Проблемный позвоночник какой врач может помочь? К кому обращаться?

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 575с.
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, Р.И.Лалаевой, Е.М.Мастьковой.,М.: Просвещение, 1989. – 527с.
3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 192с.
4. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. I . Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – М.: Владос, 2003. – 303с.
5. Атлас нервная система человека строение и нарушение / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – М.: ПЭР СЭ,2011. – 79с.

Дизартрия

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, именно поэтому речь не членораздельна и не внятна. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

Органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии являются:

– хронические соматические заболевания матери,

– патологическое течение родов,

– асфиксия при рождении,

В раннем возрасте малышей поражение ЦНС и дизартрия у ребенка могут развиться после перенесенных нейроинфекций , тяжелых интоксикаций.

В основе неврологической классификации дизартрии различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений.

Нарушение артикуляционной моторики у детей с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии происходят искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется нейропсихологом и логопедом. Очень важно провести диагностическое нейропсихологическое обследование, электроэнцефалографию, МРТ головного мозга.

Занятия по коррекции дизартрии должны быть направлены на преодоление нарушений произносительной стороны речи, вызванной недостаточной иннервацией речевого аппарата на фоне поражений отделов мозга. Логопедические занятия по коррекции дизартрии обязательно должны проводиться поэтапно на фоне нейропсихологической коррекции. А иначе устраняя только видимые симптомы, проблему не решить. Коррекционная работа при дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию;
  • Нейроакустическую стимуляцию по программе «Коррекция дизартрии»
  • обязательный логопедический точечный и зондовый массаж;
  • артикуляционную и дыхательную гимнастику;
  • постановку правильного произнесения звуков, голоса;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • расширение словаря;
  • развитие грамматического строя речи;
  • коррекцию или предупреждение нарушений письменной речи.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия, психоанализ, поведенческая терапия).

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

— более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, дизартрией, нарушениями восприятия и поведения.

Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно включается в нейрокоррекционную программу реабилитации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector